Дорогу осилит идущий...
Я думаю, что наш разум — это программа, в то время как мозг — аналог компьютера.
Теоретически возможно скопировать содержимое мозга на компьютер и таким образом создать форму вечной жизни.
Сегодня, однако, это не в наших силах.
Стивен Хокинг
Теоретически возможно скопировать содержимое мозга на компьютер и таким образом создать форму вечной жизни.
Сегодня, однако, это не в наших силах.
Стивен Хокинг
...У этого фильма провальные рейтинги и убийственные отзывы - всего 19% положительных рецензий, что при его бюджете равно фиаско.
Его поливают грязью критики всех мастей и зрители всех интеллектуальных уровней, но...
По-моему, это ОБАЛДЕННОЕ кино.
Восторженный отзыв-простынь«Превосходство» (англ. Transcendence) — научно-фантастический философский фильм-дебют Уолли Пфистера, снятый по сценарию Джека Паглена. Многие знают, что Пфистер - оскороносный оператор Ноллана, и только ленивый профессиональный кинокритик не замуслолил очень "оригинальную" мысль, что "как оператор он хорош, но вот режиссер никудышный". По-моему, это наглая ложь, и для меня лично Transcendence стоит в одном ряду с "Началом", а все эти оскорбления видятся попыткой ударить туда, где больно, и тем самым самоутвердится.
Человек не взял для своего дебюта ни римэйк, ни сиквел, ни попсовую тему, ну можно же его уважать хоть за это? Однако, ближе к делу.
Сюжет типичен для жанра и немного напоминает "Газонокосильщика" - выдающийся исследователь в области изучения искусственного интеллекта доктор Уилл Кастер и его жена Эвелин работают над компьютером, который сможет собрать в себе все знания и опыт человечества. У Уилла есть лучший друг Макс, очевидно влюбленный в его жену, но когда твой ай кью стремится к двумстам, очень сложно признаться даже самому себе, что ты терпеть не можешь человека из-за того, что женщина предпочитает тебе его, и пышешь бессильным гневом от банальной ревности, это же так тривиально. О нет, люди науки думают о высоком и такие страсти у себя не признают. А посему Макс придумал себе иную причину для слива чуйств - он стал главным научным оппонентом четы Кастер. Согласитесь, "научный оппонент" звучит гораздо приятнее чем "неудачливый соперник". Но мирное научное противостояние с Максом не идет ни в какое сравнение с гораздо более реальной угрозой - эксперименты, проводимые Уиллом, прославили его и в то же время сделали основной целью радикальной анти-технологической группировки. Экстремисты во главе с Морганом Фрименом и дикой блондинистой теткой делают всё возможное, чтобы остановить учёного, и однажды идут на крайние меры - стреляют в него отравленной полонием пулей прямо после выступления. Однако преступная шайка-лейка добивается обратного эффекта - жена и друг загружают сознание умирающего в компьютер, таким образом реализовав его мечту на его же личном примере и создав сверх-существо, вездесущее и всезнающее. В последствии герои не оставляют попыток понять, является ли сие создание по-прежнему Уиллом, "где у нас душа", "существуют ли только цифры, или нечто большее?" и проч.
Честно говоря, я не понимаю отзывов и не догоняю эту тенхнофобскую мораль. Это преподносят как борьбу свободолюбивых и смелых людей с тираном, возомнившим себя богом, покусившимся на святое - на СВОБОДУ, возжелавшим абсолютной власти, но суть-то в том, что главный герой НИ РАЗУ не говорил о своем желании власти, не понтовался, не играл в бога и вообще хотел только развиваться, совершать добро, преображать мир к лучшему, лечить людей и неограниченно продлевать жизнь любому. Причем - совершенно бесплатно, взамен он не просит ничего!
Это поразительное кино, и оно удивительно именно своим отличием от предыдущих фильмов жанра. Когда мы смотрели Матрицу или Терминатора, мы безоговорочно желали победы Нео и Саре Коннор, потому что они были живые, настоящие, чувствующие, люди из плоти и крови, сражающиеся против бездушных машин. Но тут все перевернуто наоборот - бездушными выглядят экстремисты, борющиеся даже не с реальной, а с потенциальной угрозой, ибо реально он ни на чью свободу не посягал. Он спасал людей от смерти, и альтернативой его воздействию была, собственно, смерть, слепота, паралич или же другие неизлечимые болезни. К нему все приходили добровольно. Да, после они соединялись с ним, но личность свою никто не утрачивал, они по-прежнему оставались автономными единицами, просто способными подключаться к чему-то большему чем они сами.
И я, хоть убейте, не понимаю, ЧТО В ЭТОМ ПЛОХОГО?
Что такого аморального сделал персонаж? Он никого не убил, не ранил даже, ни к чему не принудил, он только лечил, заживлял чужие раны, строил, создавал и совершенствовал мир. Он делал только добро. Что плохого в том, что кто-то хочет сделать тебя лучше, совершеннее, сильнее? Он был этичен во всех своих поступках, желать помочь и спасти кого-то - не зло!!! Но другая команда решила: "Что-то он слишком умный, пойдемте-ка вынесем его!"
Потрясающя логика людей, боящихся всего, чего они не понимают. Фраза кстати рефреном повторяется весь фильм - люди боятся того, чего не понимают.
Меня так впечатлил этот фильм отчасти потому, что он разочаровывает в человечестве. Ну как можно быть такими ограниченными, жестокими, дикими, бездушными и слепыми??? Как можно хотеть уничтожить что-то лишь потому, что оно ж сильное, А ВДРУГ оно КОГДА-НИБУДЬ мне что-то сделает не то?
Да, он контролировал все живое и неживое, он был в каждой частичке пространства, он все про всех знал... Ну и что? Я понимаю, что для многих это страшные слова - «контролировать», особенно если в предложение еще добавить слово «все». Но не для меня. Я не вижу ничего плохого в разумном контроле.
Я не вижу ничего плохого в том, что тебе кто-то помогает, оберегает, хранит от ошибок. По-моему так это прекрасно.
Свобода?.. Тут все очень спорно. Почему сегодня это понятие ставится во главе угла, почему это общепризнано главной ценностью, за которую не жалко умереть, а иногда и убить другого, что легко делают борющиеся против высшего разума?! Они ж замочили кучу людей ради своего т.н. гуманизма!!! Сам Разум никого не убивает и вообще все его методы куда более гуманны, чем методы противников. Кто-то очень метко назвал это кином о том, как хорошие парни льют кровь за свободу, в то время как плохой парень заживляет нанесенные раны во имя тоталитаризма. Но, зеленые елки, там даже намека на тоталитаризм не было!
И никаких реальных посягательств на личную независимость не было (все сугубо добровольно), боролись против потенциальной угрозы. Это кино помогает переосмыслить архетип героя-спасителя - Фримен кажется не таким уж героем, а спасенные им, живущие в откатившемся на десятки лет назад мире без электричества и Сети люди, подпирающие косяк клавиатурой - кажутся не такими уж и счастливыми. По крайней мере, прозревшие и начавшие ходить благодаря тому, что доблестный Майк уничтожил - были куда счастливее.
Квинтэссэнция этого всего - в ограниченности такого создания как человек. На самом деле это очень грустное кино о том, что человечество может выйти из каменного века, а вот каменный век из человечества - пока что-то не особо. Не знаю, будем ли мы когда-нибудь кидать смартфоны в блендер, борясь с цивилизацией, но страх перед новым и непонятным нам, увы, присущ. Обиднее всего, что искусственный разум в данном случае вовсе не был силой, порабощающей человека, и на сокровенную свободу внутреннего "я" никто особо не претендовал. То, что спасение означало соединение с разумом - побочный эффект, который, возможно, был бы преодолен в будущем - ведь по сути он был тоже человек, который учился и развивался, как и все мы. Он не хотел никакой гребаной власти, он просто хотел знаний и добра!
Тридцать лет назад Ридли Скотт в «Бегущем по лезвию» (которого в год выхода не пнул только ленивый) задал вопрос «А может, репликанты лучше нас?», и если там это был спорный вопрос, то здесь люди Фримена с их машинами, пушками и жаждой крови и агрессии выглядят просто дикарями.
Ну и отдельный разговор - это, конечно, Эвелин. Она пополнила мой рейтинг самых ужасных женских персонажей, а возможно, даже возглавила его. Я не понимаю, как могла земля носить такое. Как можно было так подло и низко предать??? Она вела себя как проклятая истеричка и по сути все угробила. Одна ненормальная баба убила чудо и будущее человечества, послав к чертям всю техногенную цивилизацию. Причина тоже поражает - ах, какой ужас, кто-то интересуется ее эмоциями и просканировал содержание ее головы! Он точно после этого зло, все, надо замочить! Блин, я б за такое ноги целовала, а она убила. И что самое, наверно, страшное - он ей простил ее предательство. Более того, он знал про вирус и добровольно сделал как она хотела. Поразительно. Ну почему, почему так часто тетки все портят и поступают жутко тупо, даже когда они доктора наук??? Честное слово, если б вместе неуравновешенной жены у него был коллега-мужчина, все было бы иначе.

@музыка: Земфира - Снег
@настроение: ...
@темы: Рецензии (фильмы)
23.07.2014 в 11:23
Тысячи отключённых систем жизнеобеспечения, которые до этого спасали людям жизнь. Сколько людей умерло в один момент?
И в это не хочется верить. Мол:"А разве мы такие?"
Я тоже не увидел посягательств на свободу людей. Но само изображение почти всех людей(кроме тех, кто отчаялся и хочет излечиться) непонимающими параноидальными идиотами неприятно. Оттого лично у меня и отторжение небольшое.
23.07.2014 в 11:36
Грустно это все, да.
Я понимаю, там, методы Доктора Моро осуждать из романа Уэллса или даже методы доктора Сальватора из книжки Беляева, с ними хотя бы можно спорить и взывать к биоэтике, но тут-то, тут-то за что?
23.07.2014 в 11:52
Ассоциативно напоминает обывателей мира Ведьмака и их отношение к сверхъестественному. Такая полудикая боязнь вытеснения вида. А то что нет разницы между видами и есть лишь улучшение, ими не осознается в принципе.
23.07.2014 в 12:44
Если это рабство - то да, я хочу в такое рабство.
23.07.2014 в 12:54
Тенденция к несению мысли "люди - агрессивные идиоты, которые любят уничтожить непонятное" прослеживается довольно часто в фильмах. В "Игре Эндора", например, и в той же "Матртце" не все просто.
А Разум все равно победил) В конце фильма вода очистилась, а, значит, и нано-существа живы)