Народ странноват тут — да. Лица невыразительные, как сырые оладьи.
Волосы и глаза непонятного цвета. Глубокие тихие души. Половая распущенность.
Страсти не кипят. Частые разводы, убийства и самоубийства не имеют видимых оснований.
Из повести Дениса Осокина «Овсянки»
Название этого драматического фильма (2010 год) режиссёра Алексея Федорченко давно на слуху у российских киноманов. А как же – огромное количество призов 67-го Венецианского кинофестиваля, в число которых вошли приз Экуменического Жюри и FIPRESCI - приз кинопрессы (!), а также награды других престижных фестивалей в России – не шутка.
Сам председатель венецианского жюри Квентин Тарантино аплодировал «Овсянкам» 15 минут и «с восторгом поверил в северный народ, практикующий омовения «Столичной».
Сюжет оригинален до грани с нереальностью - директор целлюлозно-бумажного комбината Мирон Алексеевич едет хоронить свою жену Таню в те места на берегу Оки, где они когда-то жили в их медовый месяц - из маленького города Неи в Мещёрскую поросль, город Горбатов. Предварительно вдовец вызывает в свой кабинет фотографа по имени Аист, работающего на его комбинате, и просит Аиста быть попутчиком в этом путешествии.
ДалееПо дороге Мирон рассказывает «дым» - очень личные подробности своей жизни с Татьяной, что является частью известного обоим героям архаичного погребального ритуала. Вместе с телом женщины также они везут двух овсянок, которых Аист купил до этого на рынке за триста рублей пару.
Лейтмотивом через весь фильм идёт повествование о нравах и обычаях летописного фино-угорского народа мери, затерявшегося в костромской глуши, который наука считает исчезнувшим, но к которому причисляют себя главные герои картины. Мерянская свадьба, мерянские похороны, отношение к жизни и смерти предстают перед зрителем. Приехав на берег Оки, герои разводят погребальный костер, после чего предают пепел Татьяны воде по старинному мерянскому обычаю. Другим лейтмотивом идет сравнение женского тела и воды – текучей, все принимающей, растворяющей боль.
На обратном пути Мирон замечает, что птицы Аиста очень умные, и у них можно чего-то попросить. Герои просят у овсянок бессмертия. Овсянки, вырвавшись из клетки, взлетают перед лицом Мирона, ведущего автомобиль и «целуют в глаза». Водитель теряет зрение, и машина слетает с моста в Волгу. Главные герои тонут. Но принять смерть от воды, по мерянской вере, — значит обрести бессмертие.
Фильм с претензией на философию, причем претензия размером с Эмпайр. И вроде бы смотреть и радоваться – наконец-то вышел глубокий, серьезный русский фильм!
Но мне катастрофически не понравилось.
Ужас.
Мрак.
Кошмар.
Особенно чувство кошмара усиливает прочтение статьи «О чем поют овсянки», в которой сами авторы фильма рассказывают об идее своего творения:
«О чем эта картина? Прежде всего, о любви. Любви целомудренной и возвышенной, стоящей наравне с такими фундаментальными понятиями как жизнь и смерть. Вопреки мнению многих кинокритиков, увидевших в фильме прежде всего эротическую составляющую, картина Алексея Федорченко рассказывает о любви бережно и нежно, с той затаенной светлой грустью, как бывает чуточку грустным воспоминание о прошедшем большом празднике. Или сбывшейся мечте».
Нет слов. Мы как будто смотрели два разных фильма – ибо никакой любви я там не увидела. Да и в фильме упоминается, что Татьяна мужа не любила, только он предпочел об этом не говорить. Судьба этой Татьяны показалось мне просто ужасной – в 19 лет она вышла замуж за нелюбимого человека (вышла видимо от безрыбья, из страха жизни или еще из-за какой-нибудь подобной причины) и боялась всего. Без опыта жизни, стеснясь отсутствия элементарных умений накраситься, красиво одеться, с мягким характером, она «много слушалась» и все делала так, как захочет муж. А тот в свою очередь ни в чем себя не стеснял и (по моему впечатлению) использовал жену как «тело», призванное удовлетворять его нужды, мыл водкой и не слишком-то считался с ее личностью и чувствами. Привязанность, страсть же его к жене зиждилась на привязанности к тем удовольствиям, которые обеспечивала жена. А как только «станок» перестал работать – так и грусть накатила. Как у пьяницы в виду отсутствия стакана водки. Поразительно, но он вообще не жалеет жену, не переживает по поводу ее безвременной смерти – ведь умерла Таня совсем молодой.
Слушать, как он рассказывает всякие «трогательно-интимные» подробности про жену чужому человеку просто невыносимо. Что за дикий языческий обычай??? Неужели нечего вспомнить о любимом человеке, кроме того, каким образом ты с ним спал?
Я такой человек – не вяжутся в моей голове высокие идеи с пошлостью. Ну не срастаются и все. Коли автор допускает значительные вольности – как-то философский посыл его произведения не особо до меня доходит. В фильме «Гадкие Лебеди» такие моменты специально убирали, хотя они были в книге. Просто… Зачем? Ведь О ДРУГОМ снимаешь же, ну зачем?.. Режиссер «Лебедей» это видимо понял, режиссер «Овсянок» - видимо нет.
Смерть, которую режиссер хотел возвысить и обратить в волшебство, в обещание вечности и красоты, демонстрируя мертвое, но по-тициановски красивое тело Танюшки, предстает в картине чем-то омерзительным и просто до животного страха нежеланным. Жизнь в мыслях любимых, оставшихся на берегу, выглядит уныло и недолговечно, что подтверждает встреча героев с двумя девушками Юлей и Риммой сразу после похорон и "забытье" в объятиях этих девушек.
Смотря «Овсянок», чувствуешь себя голым на улице, понимаешь всю свою беззащитность перед жизнью, перед другими людьми – вот так умрешь, а они будут делать с тобой что хотят, в одеяло клетчатое заворачивать, бензином поливать, жечь, рассказывать о тебе гнусные вещи незнакомцам, а ты будешь лежать рядом, деревянный и безвольный, а ты уже никогда не сможешь открыть глаза, крикнуть, вскочить, надавать пощечин, защитить себя от этой грязи.
После этого фильма остается непередаваемое ощущение черноты, мрака в душе, тяжести и какой-то безысходности. Объятий трясины, а не брызг от горного холодного ручья... Даже от «Заводного Апельсина» мне так плохо не было. И если это - возвышенная любовь, то какова же тогда любовь земная?..
@музыка:
Lumen - Не ангелы
05.09.2011 в 00:26
Судя по всему, фильм скорее эротический, чем философский, раз делается такой акцент на интимных подробностях.
05.09.2011 в 00:28
05.09.2011 в 00:32
Да, надо будет скачать, глянуть... Я русскую драму люблю.
05.09.2011 в 00:34
05.09.2011 в 04:55
05.09.2011 в 07:05
05.09.2011 в 08:49
05.09.2011 в 10:03
Я смотрела и думала - ну неужели русским больше нечего миру показать кроме как фино-угорские обычаи?..
05.09.2011 в 10:24
Если бы снималось о настоящих обычаях, то это был бы докфильм для «Дискавери» и подобных каналов...
05.09.2011 в 11:26
05.09.2011 в 19:38
Я вообще вижу в фильме три положительный момента
1) замечательная музыка
2) прекрасные стихи про траву
3) оно короткое
05.09.2011 в 21:23
и купил мыльнянку там,
а еще сухой калины
и рябины килограмм.
топяную сушеницу
и конечно же чабрец,
кукурузных рыльцев ворох,
птичий горец наконец.
льнянку с листьями брусники,
почки молодой сосны,
мяты, пижмы, цвета липы,
и кукушечкины сны.
одуванчиковы корни,
можжевельника плоды,
и еще сто двадцать пачек
всяческой смешной травы.
все принес домой – и в баке
тут же вместе заварил.
просто очень захотелось
чтобы запах лета был.