LAW Дневник LAW, взгляд на мир и его обитателей

четверг, 28 июля 2011
LAW

Дорогу осилит идущий...

18:16 Про этику и "моральный релятивизм"
Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом,
каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. (Рим.2:1)


На днях у одного своего ПЧ я увидел отрывок из статьи Сергея Худиева.
Привожу его полностью, так как высказанная мысль кажется мне очень верной и актуальной. Выделение цветом мое, не авторское.

"Люди склонны предъявлять друг другу этические претензии. Люди склонны судить как своих современников, так и людей других эпох - конкистадоров, инквизиторов, Олафа Трюгвассона, Фернандо Кортеса, Диего де Ланду. Но любой человек, который предъявляет кому-либо этические претензии тем самым утверждает реальность закона, которому обвиняемый должен следовать, но не следует. Мы не можем сказать "N не прав" не аппелируя при этом к каким-то критериям правоты; если мы к тому же демонстрируем гнев, возмущение, моральное негодование по отношению к этому человеку и его поступкам, мы исходим из того, что нарушения этого закона, особенно тяжкие, заслуживают возмущения и гнева.

Я часто сталкиваюсь с провозглашением морального релятивизма - утверждения, что объективной истины, в том числе, объективной этической истины, не существует, каждый сам для себя решает, что правильно, а что нет. Но тогда, со стороны моральных релятивистов, любые этические претензии к кому-либо - будь то Диего де Ланда или просто поссорившийся сетевой знакомый, являются просто лицемерием. В рамках релятивизма можно сказать, что такие-то поступки мне не нравятся - но нельзя сказать, что они объективно плохие. Не существует никаких объективных критериев, а наши субъективные критерии других людей ни к чему не обязывают. Никто не обязан следовать Вашим субъективным предпочтениям; если мораль - дело вкуса, то никто не обязан разделять Ваши вкусы. Гневно упрекать человека в каких либо гадостях, подлостях или преступлениях - так же нелепо, как с таким же пафосом упрекать его в том, что он не разделяет, например, Ваших вкусов в отношении музыки.

Часто повторяющийся аргумент сторонников морального релятивизма - “вера в единую истину привела к Инквизиции, нетерпимости etc.”, основан на лицемерии такого рода. Этот аргумент исходит из того, что нетерпимость – вещь объективно плохая, и мы все обязаны признать ее плохой, исполниться морального негодования по ее поводу и т.д. Но в рамках морального релятивизма не существует никаких объективно плохих вещей; если Вам не нравится нетерпимость, это исключительно Ваша проблема, дело Вашего вкуса, который никто не обязан разделять.

Итак, в тот момент, когда моральный релятивист выступит в роли “судящего другого” он аппелирует к закону – а значит, признает его реальность."


Мой комментарий. (Осторожно! Много морализаторства и упоминание личностей!!!)


@музыка: Zaz - Port Coton

@настроение:

@темы: Жизненное, Мысли вслух, Я

URL
Спокойно, друзья мои, я не об етом. Я как раз о самых чт...
Классная штука - sHit-парад по MTV! Уж насколько я презир...
И раз уж я сегодня такой плодовитый на записи в "дне...
http://thecraftstudio.com/bcboy/keyboard.html Я, наверн...
Сейчас всем офисом смотрели мультики из NeverHood'a... ...
Упал в пропасть. Сломал себе 86 косточек. Ходил к фельдше...

01.08.2011 в 02:19

01.08.2011 в 02:19
Хм, вот даже пример получше
Я утверждаю:
1) Быть гомосеком - всегда плохо, очень очень плохо.
2) Были такие суровые времена когда люди были вынуждены воевать и убивать друг друга. Ничего не поделаешь - такая жизнь. Либо ты, либо тебя.

Объясните мне, где я лицемерю?
URL

01.08.2011 в 10:22

01.08.2011 в 10:22
Three of Cups, нет, я говорила не про природу вообще, а конкретно про их природу) по-моему, суть этой природы - быть с другим человеком своего пола и желательно, чтобы общество этому не препятствовало. Как мне кажется, оно особо уже и не против (а местами даже за)). И парады поэтому уже как-то излишни и неуместны... как мне кажется. Т.е. - живи своей природой, наслаждайся танцами в коже в клубах, но выступать массово с парадами... Это как-то в чужой монастырь лезть со своими уставами, что ли. Тем более, что уже особо не притесняют + я сомневаюсь, как вообще парад может способствовать лучшему принятию со стороны других людей, по-моему, даже наоборот, хм. Поэтому я и говорю, что это уже как-то сверх их природы)
URL

02.08.2011 в 18:13

02.08.2011 в 18:13
Проблема в том, что асимметричный подход существует даже к двум сторонам одной медали. В Европе разрешены гей-парады. Но разрешат ли там выйти на парад в поддержку своих ценностей традиционалам? Скорее всего эту идею посчитают нарушением прав меньшинств. В одной из лекций Кураева упоминалось, что в США в местные церкви были посланы правительственные агенты, дабы отследить - не выступают ли священники в проповедях против гомосексуализма? Хорошо хоть еще не требуют процентного представительства ЛГБТ в церковной иерархии... Таким образом защищая права малой группы правительство одновременно сознательно ущемляет права других, более крупных и более социально значимых групп, что слабо связывается и с моралью и даже с демократическими принципами.
URL