Дорогу осилит идущий...
«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.
Омар Хайям
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.
Омар Хайям
Одна моя читательница задала мне недавно вопрос: «А как Вы относитесь к Сонечке Мармеладовой»?
Если честно, я не знаю, как правильно ответить на этот вопрос…
ДалееУ меня двоякое отношение к этой героине. На уровне логики, на уровне, простите за пафос, христианской мысли и анализа – я понимаю, что ее поступок должен вызывать восхищение. Осудить, клеймить может только тот человек, который не способен сделать то, что сделала она – пожертвовать собой. Причем (велик гений Достоевского!) не ради своих детей, а ради чужих… Она встала на этот порочный путь не ради себя, а ради них, под давлением чудовищных обстоятельств, ибо только так могла спасти от голода и голодной смерти трех детей Катерины Ивановны… И, я прекрасно понимаю, что жертва эта, возможно, даже тяжелее, чем жертва собственной жизнью во имя кого-то – ведь умираешь ты один раз. Раз и всё. И нет времени думать, анализировать, ужасаться… А тут добрая, чистая, скромная девушка вынуждена заниматься абсолютно неприемлемым, ужасным для нее делом, вынуждена жить в позоре, оплеванная всеми, презираемая и униженная… обречена жить, постоянно думая о том, ЧТО она творит, какой страшный порок несет в мир… и все ради того, чтобы спасти других людей.
Не многие способны на такой поступок, и это действительно ПОСТУПОК. Но… если честно, если оставить логику и мысль, на уровне эмоций мне никогда Сонечка не нравилась. Не было у меня умиления учительниц литературы, которые все как одна ее называли чуть ли не святой. Мне всегда больше нравилась Дунечка, сестра Раскольникова, хотя в романе она – антипод Сонечки: на что способна одна – не способна другая. Сонечка смогла пожертвовать собой и спасти тем самым детей Катерины Ивановны, а потом и Раскольникова, а Дунечка – отказала Свидригайлову, и человек погиб, застрелился…
Права ли была Дунечка? Мне все говорят, что она – отрицательный герой, что она не способна на жертву, она должна была согласиться отдаться Свидригайлову, и тогда может быть его судьба сложилась бы по-другому… Но что-то во мне восстает против этого. Не стал бы он другим.
- А он ведь ее любил! – скажете Вы и… будете не совсем правы. Чтобы любить – надо быть способным к Любви, Надо МОЧЬ нести в себе это чувство. Любовь – как вино – в прочном сосуде она будет храниться и с годами делаться все лучше, а из ветхого – вытечет, не удержится там… Не ставят драгоценные бриллианты в медную или свинцовую оправу. Их ставят в золотую. Не цветут белые лилии на выжженной Солнцем земле… Не родятся апельсины от ели… Не может Любовь вырасти в душе подлеца, если, конечно, это не Дар от Бога, что бывает редко, крайне редко… но бывает.
Свидригайлов – один из тех людей, которые просто хотят то, чего не могут получить.
Просто хотят, до умопомрачения. До безумия. Как сказала моя подруга, «иногда хочешь человека так, что его, ей-богу, проще убить».
Он вряд ли изменился бы – просто, к его загубленной жизни прибавилась бы еще одна. Чтобы измениться – таким людям надо прежде всего САМИМ принять это решение… Вытащить их без их желания невозможно. Это подтверждает и пример Клариссы и мистера Ловеласа из романа Сэмюэля Ричардсона…
Однако не все так просто. Ситуация Сонечки Мармеладовой может поразительно меняться в зависимости от того, кем из участников Вы являетесь – наблюдателем или непосредственным героем… Сейчас, смотря издали – я не симпатизирую Сонечке и испытываю приязнь к Дунечке, как к высоконравственному человеку… Но, я спрашиваю себя, а что было бы, если б я была не на месте наблюдателя, а на месте Катерины Ивановны, и это у меня было бы трое детей, умирающих от голода… и нашелся бы такой человек, захотевший спасти нас всех… Как бы я тогда относилась к этой Сонечке? Разве я не поставила бы ее на пьедестал и не стала бы чуть не молиться на нее?..
Хотя… тут спорный вопрос – а что проще – пожертвовать или принять жертву?
Как Вы думаете?
В судьбе русской поэтессы Марины Цветаевой был очень страшный случай – она пожертвовала одним своим ребенком, чтобы спасти другого. Во времена революции и репрессий, в голодную осень 1919 обе ее дочери – старшая, семилетняя Ариадна и младшая трехлетняя Ирина были отданы ею в приют в надежде, что они смогут хоть как-то там питаться… Но надежда не оправдалась, и Марина забрала из приюта больную Алю, оставив там Ирину и зная, что та умрет… Это страшно. По мне так лучше всем вместе сгинуть, чем так…
Но… легко отказаться от чьей-то жертвы, когда она во имя тебя.. а если во имя твоего ближнего? Легко ли?
Мы с Любой смотрели один фильм с очень интересным сюжетом – в больницу к молодому и перспективному врачу-ученому попадает необычный пациент – симптомы болезни абсолютно не идентифицируют болезнь, он бомж, нет ни родных, ни друзей, никакой информации, результаты анализов выглядят полным бредом, а потом и пропадают вовсе… на спине у больного странная рана, от недавней операции… Больной погибает, а доктор, у которого это был первый умерший пациент, начинает расследование… Его пугают крахом карьеры в том случае, если он не прекратит копать, сулят золотые горы, только бы отказался от этого случая… но совесть не купить, и он, лишившись карьеры, работы и денег, наконец выходит на подпольную клинику, где лишенный лицензии врач-гений ставит опыты на бомжах, вырезает у них спинной мозг, чтобы найти лекарство для не способных двигаться людей… Молодой врач знакомиться с этой клиникой, видит больных, прикованных к коляскам – для них этот опальный гений – единственный шанс встать с этих колясок. Тот, кто для того молодого врача – преступник, безумец, для них – царь и Бог… Они чуть не молятся на него… Молодой доктор видит родственников этих людей, видит то, как они все волнуются, переживают, страдают… как им хочется, чтобы их близкие жили, ходили, были здоровы… Конечно, они знают, какой ценой покупается это здоровье, но… ведь то неизвестные бомжи, а это – их родные люди…
Но, молодой врач идет до конца – он протестует, он взывает к справедливости, он негодует, бунтует и в конце-концов, убивает врача-гения… на этом фильм кончается. После него я задалась вопросом – а как бы я поступила в этой ситуации? Люба сказала мне, что она не стала бы доносить на эту подпольную клинику… А я… Я НЕ ЗНАЮ!!! Первый раз в жизни Я НЕ ЗНАЮ как отвечать на морально-этические вопросы. Как относиться к Сонечке Мармеладовой? Как???
Легко взывать к справедливости, если у тебя самого все нормально. Но если ты – родственник больного человека, разве не захочешь ты сделать для него ВСЁ что возможно и невозможно?
И, у меня есть еще один вопрос – а насколько важны в нашей жизни обстоятельства, и ГДЕ та граница, отделяющая «обстоятельства» от нашего личного выбора?
Можно ли считать обстоятельства настолько серьезными, что они могут оправдать уход человека на дурной путь? И как, чем это измерить?.. Есть история Сонечки, у которой, казалось бы, не было выбора, но есть еще и некий… надрыв во всей этой истории, в том, как пишет об этом Достоевский, и, кажется, надрыв этот не спроста… Вроде, все логично, и в то же время не хватает чего-то, не знаю, как сказать… не хватает некой атмосферы, всегда появляющейся там, где есть истинно правильный поступок, нет какого-то выхода – все те же мучения и темнота… Только после встречи с Раскольниковым Сонечка начинает светиться…Наверно, они просто очень нужны друг другу, и вот это – правильно, я согласна, но… Есть история Сонечки, но есть ведь и другие истории – история Ивана Денисовича у Солженицына – рассказ о том, как даже в самых бесчеловечных обстоятельствах зоны человек остается человеком. Меня, кстати, поражает эта история, такой героизм кажется заоблачным… Особенно на фоне криминальных капиталистов или нечестных, бессовестных людей, берущих взятки, и оправдывающих это «обстоятельствами»: - «не мы такие, жизнь такая!»
Есть еще «Повесть о настоящем человеке». И, есть одна старая народная японская сказка о молодом любителе приключений, который захотел узнать разницу между раем и адом.
Сначала он заглянул в ад и увидел множество людей, сидящих за длинным столом, уставленным прекрасными яствами. Но у всех у них были изможденные лица и впалые щеки. Они были худыми и слабыми и плакали от отчаяния. Когда он лучше к ним присмотрелся, то увидел, что на их руках только по два пальца, которые образуют хаси - японские палочки для еды, длиной в четыре фута. Хотя они могли захватывать пищу, их пальцы были настолько длинными, что они не могли отправить ее в рот. В отчаянии они превратили этот свой инструмент в оружие, затеяв борьбу за пищу, которой не могли съесть. Потом он заглянул в рай. Он увидел точно такой же длинный стол с теми же прекрасно приготовленными яствами, у людей были такие же длинные пальцы. Но все они смеялись и улыбались друг другу. У них были налитые щеки, их лица дышали здоровьем. Между ними не было борьбы, потому что каждый из них захватывал пищу и протягивал ее сидящему напротив, все они кормили друг друга.

Мне все-таки кажется, обстоятельства, конечно, важны, но в первую очередь все зависит от человека.

@музыка: Джаззз
@настроение:
@темы: Литература
10.02.2009 в 10:31
Дорогая Катюша, ты даже на врача который у вас взятку выпытывал доносить не стала
10.02.2009 в 10:33
А что, обязательно нужно как-то к этому относиться?
Обязательно нужно судить и выносить приговор?
10.02.2009 в 13:07
проблема в том Лавушка, что иногда жизнь ставит перед нами выбор, в котором любая ситуация оказывается проигрышной. и как бы ты не поступил, все равно поступишь плохо... это ужасно. но это так.
не знаю, когда до меня дошел этот факт, но дошел. что делать? выбирать. и нести ответственность. ответ перед своей Душой, перед Богом, перед Совестью. страдать и этим искупать вину. потому что у любого преступления есть наказание. и нет справедливее наказания, чем муки души...
сегодня ты убил одного, чтобы жили миллионы и миллиарды. для миллионов и миллиардов ты поступил хорошо. это добро. но то, что ты сделал - это плохо. это грех, с какой бы стороны на него не посмотреть... и тебе придется нести этот крест. как пришлось бы нести крест вины за то, что ты не сделал...
и я не знаю, какой из них легче, и может ли вообще понятие легче применяться к крестам...
на вопрос "а что правильнее" каждый отвечает сам... для кого-то правильнее нести одну ношу. для другого - другую... страдать от мук совести... от того, что жизнь ставит нас перед фактом столь ужасного выбора... но Бог не дает человеку больше, чем тот может вынести.
дай нам Бог никогда не стоять перед таким выбором... потому что честными и непорочными куда легче оставаться если нет соблазна, вспомни Древо Познания...
10.02.2009 в 17:17
Права ли была Дунечка? Мне все говорят, что она – отрицательный герой
Ну, так то реализм, откуда там отрицательные да положительные герои? Не всё так просто и однозначно. Впрочем, Дуня мне тоже не нравится. Соне симпатизирую, но считаю её идиоткой. Впрочем, там умиляющая степень дебильности. Известен факт, что персонажи женского пола у Достоевского получались не ахти какие, а вот Свидригайлов хоть и мелкий персонаж, но интереснее Дунечки и Сони вместе взятых. Чисто человечески он мне понятнее.
вопрос – а что проще – пожертвовать или принять жертву?
А что сложного в том, чтобы принять жертву? А в романе, в той ситуации, нужны бы были комплексы космического масштаба, чтобы терзаться подобными глупостями.