LAW Дневник LAW, взгляд на мир и его обитателей

понедельник, 08 октября 2007
LAW

Дорогу осилит идущий...

10:58 Трагедия зверя (мои комментарии к книге Ницше «Антихристианин»)
Я ценю философа в той мере,
в какой он способен служить образцом.

Несвоевременные размышления



Нравится ли мне Ницше?
Если можно считать привлекательным стихийное бедствие, воронку от взрыва, бесплотно-холодное лезвие ножа, занесенного над жертвой, то да, Ницше очень привлекателен.
По крайней мере, в нем неуловимо присутствует прелесть неотвратимой развязки.

Далее...

:ps: Автор просит прощения за отсутствие. У автора сейчас крайне сложный период в жизни.

@музыка: Белая гвардия, *Желтые бабочки*

@настроение:

@темы: Философия

URL
четвертый Current music: Земфира - Р
О блин, в воскресенье сходил на кокакольный чемпионат по ...
Вооружившись дождем, испытай синеву неба на прочность.
Сейчас 12:41 по московскому времени. Мама пришла с работы...
Привет из прошлого...
Кто-то подсовывает их мне в диком количестве, если плохо ...

08.10.2007 в 14:09

08.10.2007 в 14:09
Взяв «Антихристианство» в руки, я прочла: «Эта книга для тех, кто понимает моего Заратустру».
- А я не понимаю твоего Заратустру, - хотелось крикнуть мне, - но я хочу, хочу понять, объясни мне!

Полно те, неужели ты не понимаешь Заратустру? Ницше мастер построения логических связок (хоть он и иррационалист), если вдумчиво читать – его философия и его мировоззренческая позиция понимается с предельной ясностью.

В Христианстве тело – это не «болезнь души», как в восточных философиях.
И все те качества, которые он перечисляет – не являются вредными или опасными.

Дискутирую сейчас на одном литературном сообществе, где вчера только привёл одну отличную цитату:
Осмелились назвать сострадание добродетелью (в каждой благородной
морали оно считается слабостью); пошли еще дальше: сделали из него
добродетель по преимуществу, почву и источник всех добродетелей, конечно,
лишь с точки зрения нигилистической философии, которая пишет на своем щите
отрицание жизни, - и это надо всегда иметь в виду. Шопенгауэр[14]
был прав: сострадание отрицает жизнь, оно делает ее более достойной
отрицания, - сострадание есть практика нигилизма.[15] Повторяю:
этот угнетающий и заразительный инстинкт уничтожает те инстинкты, которые
исходят из поддержания и повышения ценности жизни: умножая бедствие и
охраняя все бедствующее, оно является главным орудием decadence -
сострадание увлекает в ничто!


Тебе не близка эта логика? Мне лично Ницше очень близок и ход его мыслей я инстинктивно предугадываю, однако, если некоторые вещи лично тебе не совсем понятны, то необходимо детально изучать как самого Ницше, так и Шопенгауэра. Но заниматься этим стоит, если это понимание тебе действительно нужно.

«Испорченным» он называл существо, потерявшее свои инстинкты, предпочитающее то, что ему вредно, но я просто не верю, что он на самом деле не понимал разницы между потерей инстинктов и властью над ними.
Ну, ладно уж тебе, слишком очевидно, зачем Ницше выразился именно так. Я напротив считаю, что формулировка эта прекрасна. Власть над инстинктом и есть потеря инстинкта. Тут внушение, попытка логику спрятать под догматичностью и сам факт этого великолепен. Это истинное мастерство изложения своих мыслей и донесения их до читателя.

Просто потому, что многие авторы (Борхес, Сартр) себя самих, СВОИ книги прочитали у него между строк. А по моему нескромному мнению, всё, что провоцирует Вас на мысль, все, что отучает от «клипового» восприятия – это уже хорошо.
Вот именно! С философией Ницше можно быть не согласным, но читать этого великого немецкого философа нужно даже ради осознания этого несогласия.
URL

08.10.2007 в 15:27

08.10.2007 в 15:27
В нашу студию поступило очередное письмо от озабоченных радиошлушателей.
Полина К. из города М. интересуется, почему я больше не комментирую Катины эссе.

Уважаемая Полина К. из М.! Я не комментирую, потому что не знаю как.

URL

09.10.2007 в 19:16

09.10.2007 в 19:16
iow
Тебе не близка эта логика?
Скажем так, она мне понятна. Она, ты прав, логична, но мне лично не близка, т.к. я - человек, воспитавовшийся в православной традиции, где сострадание - это наивысшее благо, и я отношусь к нему как к благу.
Возможно, это эгоизм (т.к. в глубине сего качества лежит страх - ведь если я кому-то посочувствую, помогу, то есть надежда... что и мне когда-нибудь... за это чем-то воздастся. Я это осознаю).
И, тем не менее, я бы не подписалась под знаменитым Леприным экспериментом "Убить десяток людей в опытах чтобы изобрести лекарство и спасти тысячи".
Иногда проявление человечности - нелогично и нерационально. Но, тем не менее, прости за то, что давлю на твою болевую - для меня первична нравственность, а рациональность уже на втором плане.

Я понимаю, что к любое из вышенаписанных слов можно окрутить дискуссией и бесконечно спорить, что есть благо для человека.
Я понимаю, что сталкивание падающего в пропасть тоже можно назвать благом для этого самого падующего.
У нас был спор с Лепрой, я тогда рассказала об одном случае из своей жизни - я помогла неподготовившемуся студенту сдать экзамен.
Наперебой люди убеждали меня, как плохо я поступила, дескать, я пошла против своей религии, солгала, повела себя недостойно, я - чуть ли не вредитель обществу и нарушитель социального спокойствия (т.к. этот неученный студент в будущем когда-нибудь станет специалистом и не сможет выполнять свою работу).
В общем, такие логические схемы приводили, что ой-ой-ой. А я все равно знала, что сделала правильно и ни о чем не жалела. Вот знала откуда-то и все. Вот такой я нелогичный индивид ;)

Но заниматься этим стоит, если это понимание тебе действительно нужно.
Нужно.
И не потому, что "надо знать теорию оппонента чтобы ее успешно опровергать", просто мне хочется понять нечто, отличное от моего мировосприятия.

Власть над инстинктом и есть потеря инстинкта.
Хм... Но ведь при власти инстинкт не исчезает, он просто выливается в те формы, которые ему разрешает (навязывает?) властвующий. Это равносильно потере?
Можно я процитирую сие в Воскресной школе и спрошу, как они к этому относятся?

Three of Cups
Ну-у-у, такой умный мальчик, трижды участник конкурса "Лучший студент года" - и вдруг растерял все слова? Не верю.
На конкурсе речь лилась из твоих уст как родник.
URL

09.10.2007 в 20:46

09.10.2007 в 20:46
LAW
Вот такой я нелогичный индивид ;)

Чуть было не спросил «какой смысл в том, чтобы быть нелогичным и не стремится при этом к логике?». Экая хитрость, объявившись нелогичной, не даёшь себя обмерить рационализмом. =)

…просто мне хочется понять нечто, отличное от моего мировосприятия.
Вот и мне хочется понять. Вчера обсуждал с товарищем проблему религии и решил свести склонность к вере и склонность к материализму врождёнными предпочтениями. Оказалось, что даже в детстве (начальные классы) из нас никто не мог всерьёз воспринимать бога, несмотря на то, что какой-либо чёткой мировоззренческой системы у меня лично не было. Став старше, я всегда удивлялся тому, почему люди верят, если их религия не отвечает и на сотую долю тех вопросов, которые меня лично беспокоят. Тем более что те ответы, которые даны, мне кажутся абсурдными.

Хм... Но ведь при власти инстинкт не исчезает, он просто выливается в те формы, которые ему разрешает (навязывает?) властвующий. Это равносильно потере?
Если ты считаешь, что некий отдельно взятый инстинкт полностью тебе подвластен, то значит напротив, ты уже полностью подвластна ему. Инстинкт управляет тобой не только, когда он удовлетворяется, но в гораздо больше степени, когда он не удовлетворяется. Банальный пример: те асексуалы, с которыми я сталкивался по жизни – все, как один, чокнутые.

PS - "исчезает" - скрывается, причиняя ущерб психике.
URL

09.10.2007 в 21:32

09.10.2007 в 21:32
iow Экая хитрость, объявившись нелогичной, не даёшь себя обмерить рационализмом. =)
Ну почему же... Меряйте! Да я только рада буду, обожаю критику, причем любую, даже самую предвзятую и неконструктивную ;)
Это не хитрость - если я что-то хочу сказать - я всегда скажу прямо. Всякие игры в тайные смыслы, провокации и т.д. - это прерогатива Лепрочки ;)

Вчера обсуждал с товарищем проблему религии и решил свести склонность к вере и склонность к материализму врождёнными предпочтениями.
Что ж, я соглашусь. Еще могу добавить - зависит от социотипа (который, тоже врожденный). "Достоевских" нерелигиозных, кстати, практически не бывает, а вот логики, да еще сенсорики... очень часто либо атеисты, либо агностики. Кто-то неполиткорректно заметил, что вера - это как музыкальный слух, у кого-то он есть, а кому-то "не дано". Мне кажется, абсолюлтно неспособных не бывает, но в общем предрасположенность имеет место быть.

Став старше, я всегда удивлялся тому, почему люди верят, если их религия не отвечает и на сотую долю тех вопросов, которые меня лично беспокоят.
Иногда вопросы и возможность этих вопросов - важнее ответов ;)
Я отношусь к людям, у которых всегда вопросов больше, чем ответов, всегда противоречий больше, чем ясности. Христианское мировоззрение вообще противоречиво, но оно нам таким, противоречивым и нравится.
ПРотиворечие, вопрос - это не всегда показатель неверности, это еще может быть и показателем высокой культуры мысли и понимания ограниченности своего Евклидова ума (термин Достоевского).

Тем более что те ответы, которые даны, мне кажутся абсурдными.
А можно... пример?

Если ты считаешь, что некий отдельно взятый инстинкт полностью тебе подвластен, то значит напротив, ты уже полностью подвластна ему.
Полной власти, наверное, и быть не может в принципе. По крайней мере, в моем понимании человек до конца от страстей избавиться не может. Он может как-то ограничить, связать их - но не искоренить.
Инстинкт управляет тобой не только, когда он удовлетворяется, но в гораздо больше степени, когда он не удовлетворяется.
Хирургически точно ;)
Для этого, кстати, существует аскетика (как я понимаю).
Некоторые спрашивают - а не все ли равно Вашему Богу, что у Вас в тарелке? Зачем это все?
"Это все" нужно, чтобы человек выявил власть туловища над самим собой.
Он день не поел мяса - и уже кричит на близких, чувствует себя раздраженным, и вся его моральность и правильность летит под горку. В результате он узнает о себе правду.
URL

09.10.2007 в 23:05

09.10.2007 в 23:05
А вот представте.
Я у вас тут чувствую как Алиса в зазеркалье.
URL

09.10.2007 в 23:59

09.10.2007 в 23:59
LAW
Кто-то неполиткорректно заметил, что вера - это как музыкальный слух, у кого-то он есть, а кому-то "не дано".
Честное слово, мне не дано. Меня, наверное, бог лепил из испорченного теста. =)

Тем более что те ответы, которые даны, мне кажутся абсурдными.
А можно... пример?

Недавняя беседа с одним из ЖЖистов:
Я: Бог есть абсолют?
Он: Точно.
Я: Значит, он обладает математически бесконечным разумом?
Он: Что-то типа того.
Я: Почему мы живём в несовершенном мире, если бог мог высчитать своим умом за бесконечно малый период времени абсолютно совершенный мир и создать абсолютно совершенного человека?
Он: Тогда бы у человек не было право выбора! В этом и есть Великий Замысел!
Я: Я не вижу логики в «Великом Замысле». Маленькие дети больные раком, голодные смерти, насильники-Потрошители. Зачем они нам, зачем бог издевается над нами? Почему он не создал идеальный мир?
Он: Разум человека несовершенен, а разум бога бесконечен. Мы не может этого понять!

Последняя фраза: ДОГМА. Ответ на любой вопрос догматичен. Ни доказательств, ни элементарной логики.

Ещё пример: 1) Откуда взялся бог? «Бог был всегда!». Если мир существовал бесконечно долго и будет существовать бесконечно долго, то таким образом в нём должны были бы произойти ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ СОБЫТИЯ. Создавалось бы бесконечное множество человечеств. Таких человечеств, где не был бы распят Христос, таких человечеств, где Христос был бы убийцей; таких, где я бы был президентом с четырьмя головы, со встроенным в каждую голову пулемётом «Максим». Это абсурдно, это подтверждает всю бессмысленность нашего существования.
2) Бог не существовал всегда. Кто тогда создал Бога? Если никто не создавал, то откуда он возник? Как возможно его самозарождение. Где всё начинается и почему всё начинается? Как из абсолютного ничего может возникнуть что-то? Да и можно поставить под сомнение само существование «ничто».

Он день не поел мяса - и уже кричит на близких, чувствует себя раздраженным, и вся его моральность и правильность летит под горку. В результате он узнает о себе правду.
Хорошо. Не поел человек мяса, разъярился, а потом на него снизошло озарение о его истинной сущности. Ну, а после этого мясо можно начинать есть снова? ;-)
URL

11.10.2007 в 22:26

11.10.2007 в 22:26
Я: Я не вижу логики в «Великом Замысле». Маленькие дети больные раком, голодные смерти, насильники-Потрошители. Зачем они нам, зачем бог издевается над нами? Почему он не создал идеальный мир?

А что бы было, с чем сравнивать. Добро vs зло. Зло vs ещё большее зло
URL

11.10.2007 в 22:31

11.10.2007 в 22:31
(хоть он и иррационалист),
Ницше - логико-интуитивный интроверт. Т.е. рационал (источник: Аушра Аугустинавичуте, "Дуальная природа человека")
URL

11.10.2007 в 22:33

11.10.2007 в 22:33
Ну вот как бы тебе объяснить...

Вот ты в личной беседе говорила что пытаешся писать свои статьи объективно. И что не столько высказываешь своё мнение, сколько пытаешся всесторонне рассматриваешь явления современного мира.

Но если ты действительно стремишся к объективности, то окуда берутся эти "@музыка" и "@настроение"?

Есть такая поговорка - "на фотографии были видны уши фотографа".

Не могу отделаться от чувства, что статья вверху написана вовсе не про Ницшу, а про одну молодую девушку, которая недавно сдала аспирантский эксамен по философии на "5".

Что же мне комментировать девушку? Она такая, какая есть.
URL

11.10.2007 в 23:43

11.10.2007 в 23:43
gracchus
Ницше, наряду с Шопенгауэром и Кьеркегором, является ярчайшем представителем иррационализма и является основателем «философии жизни». Ницше исходит из дуальной основы мира, который представляет собой вечное противоборство начал Аполлона и Диониса. Сам Ницше отдаёт явное предпочтение второму.

Источник: любой учебник по философии. ;-)
URL

13.10.2007 в 17:50

13.10.2007 в 17:50
Так вот, плоть (в смысле, низшие слои психики, инстинкты) – это и есть раковая опухоль души.
Под это дело христиане начали её "умерщвлять",они были в этом не вполне одиноки, но восточные аскеты ограничиваль собой.
А христиане придали делу невиданный ранее размах.
В результате средний житель востока был гораздо здоровее среднего еворопейца.
Кстати, православие считает законным половое влечение в человеке,
Кхм, под "половым влечением" в православии понимается желание спариться с признанным церковью партнёром, не в пост,и в миссионерской позиции исключительно с целью воспроизводства?Причём монахи обоего пола не пользуются такой привелегией.
Те ветви христианства, котрые ну совсем не признавали половое влечение в человеке,существовать могли ТОЛЬКО за счёт общин мирившихся с ним. Иначе за поколение вся община бы вымерла.
Банальный пример: те асексуалы, с которыми я сталкивался по жизни – все, как один, чокнутые.
Ты путаешь асексуалов, не имеющих полового инстинкта, с антисексуалами подавляющими его.
Ну, а после этого мясо можно начинать есть снова?
До следующего поста...
Зачем они нам, зачем бог издевается над нами? Почему он не создал идеальный мир?
По мнению христиан в идеальном мире, люди бы не получали "испытаний".Да, и не люди это были бы.

URL

14.10.2007 в 15:04

14.10.2007 в 15:04
Чем вам всем этот мир не нравится?
Отличный мир, на мой взгляд.
URL

15.10.2007 в 23:15

15.10.2007 в 23:15
Three of Cups
Так это же прекрасно, если тебе кажется, что живёшь ты в отличном мире. Но. Какое тебе дело, в таком случае, до наших рассуждений, к чему эти комментарии? =)
URL

16.10.2007 в 12:31

16.10.2007 в 12:31
gracchus
Что-то я сомневаюсь, что Ницше - ЛИИ.
Аушра, по-моему, не обладает тут стопроцентной правотой, т.к. Наполеон Бонапарт в реальности обладал типом СЛЭ, а вовсе не СЭЭ, а Хаксли (Гексли) - типом ЛИИ, а не ИЭЭ.
Я читала анализ и доказательства, да и не секрет, что некоторые типы она определила неправильно (переименовывать не стали из-за привычности нынешних названий).
Ну не может ЛИИ излагать так, как Ницше... И вообще, у ЛИИ волевая сенсорика - болевая функция, а в текстах Ницше ЧС присуствует однозначно и данные качества (сила, власть) им отнюдь не осуждаются.

Three of Cups
Но если ты действительно стремишся к объективности, то окуда берутся эти "@музыка" и "@настроение"?
Миша, будь проще. Я кучу мегабайт потратила чтобы скачать эту Гвардию и просто не могла ее не поставить ;)

Не могу отделаться от чувства, что статья вверху написана вовсе не про Ницшу, а про одну молодую девушку, которая недавно сдала аспирантский эксамен по философии на "5".
Про экзамен знал только ты...
Хм, спасибо за информацию. Марина сказала то же самое, кстати - что тут в каждой строчке свечусь я ;)
Однако... Биографию Ницше ты можешь и в Инете прочесть, я же изначально пыталась выразить именно свой взгляд.

URL

16.10.2007 в 13:00

16.10.2007 в 13:00
Я не про данную конкретную статью писал, я писал про ВСЁ.
URL