Дорогу осилит идущий...
15:38
Мысли о страшном...
I hate myself and I want to die!
Жизненный девиз Курта Кобейна, лидера «Нирваны»
Жизненный девиз Курта Кобейна, лидера «Нирваны»
Мои дорогие.
Эту тему подняли Вы сами – не я же первая упомянула готику, ведь так?

Власти стали проверять школы, разгонять сборища готов - склонных к инфернальности личностей, поклоняющихся смерти.
Вы знаете, что декаденствующая публика, развлекающаяся играми в депрессию, всегда вызывала мое неодобрение. Если постоянно вглядываться в Бездну, то она…
Заглянуть в Бездну...Правильно. Она начнет вглядываться в тебя.
Если постоянно внушать себе, что у тебя депрессия – она вскоре станет твоим обычным состоянием. Однако же…
Говорят, что любой самоубийца представляет, как его спасут… Ждет этого, всегда, даже в самый последний момент. Что в глубине души, где-то очень глубоко, он вовсе не хочет умереть. А хочет, чтобы к нему кинулись со всех ног, отняли бритву, признали все свои ошибки и его безоговорочную правоту, и все в его жизни поменялось. Самоубийство вовсе не означает нелюбовь к жизни и ко всем её прелестям – это заблуждение. Оно есть в большинстве случаев, НАПРОТИВ особого рода проявление непросветленной любви к земной жизни и ее благам. Самоубийца – это человек, который потерял всякую надежду, что блага жизни могут быть ему даны. А зачастую – человек, которому они не принесли, собственно, блага.
Недавно в Воскресной школе мы смотрели фильм о том, как он покончил с собой.
Он…
Великий Курт, лидер легендарной Нирваны, кумир миллионов, владелец огромного состояния… На это состояние он купил себе охотничье ружье - застрелиться. Это называли «Самоубийством американской мечты» - это все равно, что Золушка из сказки, добившись всего и выйдя замуж за принца, вдруг пустила бы себе пулю в лоб на пороге дворца.
Но… это было. И от сего факта никуда не денешься.
Я до сих пор не ответила для себя на простой вопрос: это сила или слабость? Это – в смысле данный поступок?
С одной стороны, человек убегает от проблем, расписывается в неспособности их решить, в своей непригодности для жизни. Это все равно, что сказать – я не справился. Не смог. Не нашел в себе сил.
Я непригоден для жизни.
Но с другой… А каково это – решиться? Шагнуть туда, откуда еще никто не возвращался…
В детстве я была очень удивлена, когда узнала, что после неудачной попытки человека ставят на учет в психиатрической лечебнице. «Зачем?» - думала я, - разве он сам не волен распоряжаться собственной жизнью? Зачем на него набрасываются все эти люди, одевают смирительную рубашку, вяжут руки… Да если человек решился – он уже перешел грань, неужели непонятно? И никакими рубашками его не остановишь.
Но, я была не права (в который уж раз-то?

Почему?
А подумайте…
«Моя жизнь принадлежит мне, и я могу с ней сделать все, что захочу» - это поверхностное и ложное суждение. Моя жизнь есть не только моя, но и чужая жизнь - жизнь, принадлежащая Богу, жизнь моих близких, других людей, моего народа, общества, наконец, всего мира, который нуждается во мне.
Я не имею абсолютного права собственности на свою жизнь.
Принцип абсолютного права частной собственности есть вообще ложный принцип (с моей т.зр.) Римское понимание права собственности – это далеко не христианское понимание. Классическая формула римского понимания права частной собственности гласит: dominium est jus utendi, fruendi, abutendi re sua quatenus juris ratio patitur, т.е. собственность есть право не только пользоваться вещью во благо, но и злоупотреблять ею, делать с ней все, что хочешь.
У всех Вас есть какая-то собственность – компьютер, с которого Вы это читаете, диван, на котором Вы спите, и так далее. Теоретически, Вы можете сделать с этим все, что угодно.
Теоретически

Потому что если Вы практически начнете ломать и крушить Ваши вещи, то к Вам приедут веселые санитары и увезут в желтый домик.
Наше право на вещи – относительное. Т.к. они тоже принадлежат миру, часть которого составляют.
Даже с собственной книгой, карандашом, ручкой, подушкой мы не можем поступить так, как нам заблагорассудится.
Так почему ж люди решают, что со своей жизнью, более драгоценной, чем вещи, они могут так поступать? Если нельзя варварски сломать копм, то почему можно варварски резать свое собственное прекрасное тело?
Люди делают это не потому, что хотят просто взять и перестать быть.
А потому, что хотят изменить что-то – себя или свою жизнь, и просто не видят другого способа. Они хотят не чтобы «не было», а чтобы «было по-другому». Это мое твердое убеждение.
Самоубийцы – это люди, для которых временное стало вечным.
Слово *человек* переводится как *вырастающий в вечность*, т.е. подлинная жизнь есть врастание в вечность. Но человек, врастающий в вечность, никогда не пожелает покончить насильственно свою жизнь во времени.
Никогда.
Поверьте мне.
Как это гениально выразил Бердяев, психологический парадокс заключается в том, что ненависть и отвращение к себе есть вместе с тем эгоцентризм, поглощенность собой, бессилие выйти из себя, забыть себя и подумать о других. Люди, ненавидящие себя и желающие себя истребить, суть люди с ободранной кожей, которые вымещают на других то, что они самим себе не нравятся. Люди нередко хотят покончить с собой назло другим. Когда болезненное уродство в человеке вызывает в нем отвращение к самому себе и чувство своей слабости в жизни, то человек часто вымещает это на других и злобствует относительно других.
Я поняла это совсем недавно – человек не может ненавидеть только себя. Не может считать монстром и чудовищем только себя. Он где-то параллельно ненавидит и других.
И в этом заключается еще один парадокс самоубийства.
Раньше я считала, что человек, совершающий это, далек от мира, выпал из него, что мир ему уже не нужен, а иначе, зачем он уходит?
Но в действительности - с точностью до наоборот

Потеря «вкуса к жизни», у которой уже взято все, ставшей уже невыносимо скучной, вовсе не значит, что человек свободен от власти мира. Человек хотел бы, чтобы мир имел для него вкус, возбуждал его, привлекал его, и мучается, что это прошло и уже невозможно.
Это – та же самая прикованность, только со знаком минус.
Это все равно, что злиться, на нечувствительность к вкусу мороженного оттого, что уже отморозил себе зубы

Наверное, я все же считаю, что это – слабость.
Эгоцентризм, который, на мой скромный взгляд, есть самый удивительный парадокс человека, т.к. им человек старается заполнить все, что можно, хотя прекрасно знает, что его, такого красивого и умного, такого доброго и нравственного рано или поздно все равно закопают.
Самоубийца – это всегда эгоцентрик.
Человек, не могущий заглянуть чуть дальше себя и своих переживаний.
Помню, Lepra, известная многим из Вас, рассказывала мне про один фильм. Я сама его не смотрела, знаю все только с её слов и со слов Дозорных. Так что простите, если где неверно изложу.
Называется, если не ошибаюсь, «Тело». Главные герои – два католических священника, пожилой и молодой – его ученик. Они занимаются археологией, и однажды находят то, что очень напоминает им… тело Христа.
Они приглашают экспертов, которые в один голос твердят об идентичности, появляются все новые и новые факты, доказывающие это (т.е. фактически, опровергающие все Христианство, т.к. «если Он не воскрес, то тщетна проповедь и вера наша»). Пожилой священник успокаивает молодого, пытаясь доказать, что все это ошибка, найти какие-то объяснения всем совпадениям… Но совпадений слишком много, появляются все новые и новые факты, и тот, обладая способностью к анализу, не может этого не замечать… Не может закрывать глаза…
Ученик просит объяснить ему, ну как же так, и… Учитель отвечает: «Спустись вниз по лестнице, а я сейчас тебя догоню и объясню тебе, а пока сформулирую…»
Молодой священник спускается и видит, как открывается окно, и его учитель выбрасывается вниз с энного этажа.
Я не буду писать о том, как меня поразил этот фильм, которого я, кстати, и не видела. Тем более, что закончилось-то все хорошо.
Меня поразила реакция Лепры. Она тогда сказала, что этот человек, выбросившийся из окна, был с её точки зрения истинным христианином, раз не смог дальше жить.
В дальнейшем я безумно боюсь что-то сказать не так…
Но мне очень жаль, что у Лепры, человека, которого я безмерно уважаю, такие представления о том, кто есть истинные христиане.
Я могу ошибаться, но… мне кажется, и режиссер хотел этим фильмом показать не абсолютность декаденства и тщетность любых надежд и верований (это ж так банально, в самом деле

Например…
Противоположность сущности явления и нашего понимания его.
Что такое христианство? Это религия, повествующая о том, какую жертву Бог принес людям.
Т.е. идеал в данном случае – жертвенность. Готовность сделать что-то для другого. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Брак в Христианстве – это когда центр твоего «я» как бы перемещается из тебя в другого человека.
Т.е ты в первую очередь думаешь не о том, что тебе нужно, отчего тебе хорошо или плохо, а что ему нужно, и как сделать так, чтобы ему не было плохо. Дружба – примерно то же самое.
Если человек способен на жертву ради кого-то – он напротив, останется жить и переносить тяготы жизни, если этом «кому-то» сие нужно, если в нем нуждаются. Я права?
А что мы видим в этом фильме?
Герой покончил с собой прямо на глазах у своего юного ученика. Причем, избрал для этого самый варварский способ – превращение себя в лежащую на асфальте кровавую отбивную.
Не-е-ет, автор этого фильма точно не ставил своей целью утвердить декадентство – иначе он обставил бы все красиво и изящно… Бокал с цианидом, например… И какая-нибудь философская пошлость в конце…
Да-да, я считаю философию упадничества пошлой.
Итак, давайте подумаем, что будет с этим мальчиком? С человеком, только что увидевшим крушение всей веры и жизни своего наставника?
Какой путь ему остается? Взбежать по лестнице и шагнуть следом?
Наш герой не подумал об этом… Он не подумал о человеке, за которого ответственен, т.к. учитель всегда отвечает за ученика. О человеке, который верил ему, любил его… Если он так любил факты – мог бы соврать ученику, что уезжает, и сделать это тихо, чтобы никто не знал. В конце концов, в мире миллионы христиан. Что стало бы с ними, узнай они об этом?
Но нет, такая мысль даже не пришла ему в голову.
Самоубийцы были всегда. Но, скажите, кому-нибудь придет в голову резать вены на глазах у родителей? Или прыгать из окна на глазах у своих детей?
А тут мы видим именно это.
То есть, человек находился в настолько помраченном состоянии, что самые естественные мысли даже не пришли ему в голову. Или пришли, но ему было уже все равно – *раз все умрем, то какая, собственно, разница, как и когда?..*
Далее – почему он был в этом состоянии? Что его вызвало? Тут вроде понятно – крушение его идеалов. И он настолько ушел в себя, переживая это крушение, что не видел ничего и никого вокруг. Ну как же, я оказался неправ, дискредитировал себя в глазах мальчика! Какой кошмар! Кошмар, который нельзя пережить!
В общем, как сказал Кураев, православное мировоззрение отвечает *нет* на вопрос красавицы к зеркалу: «Я ль на свете всех милее?»
Но понять это желают очень немногие…
Нет, не так – понять-то могут все, а вот принять…
Я тоже не могу этого принять.


@музыка: Нирвана
@настроение: I love myself and I want to live [IMG]/userdir/9/2/0/0/92000/19563319.gif[/IMG]
@темы: Философия
11.05.2007 в 15:54
Это верно лишь для истериков
11.05.2007 в 16:13
Интересная запись. Я как раз хотел написать пост на ту же тему. Но потом решил, что вряд ли кому покажутся интересными мои ИМХО. Я собираюсь написать рассказ "Запах осени", уже с третьей попытки. Вот когда напишу, там будет сказано все. А пока что...
11.05.2007 в 16:21
11.05.2007 в 16:31
мне было очень интересно прочитать этот пост. во многом я с Вами согласна. но не со всем, так что от этого ещё любопытнее) просто о некоторых положениях написанного я даже не задумывалась раньше, так что большое спасибо за пищу для размышлений и обсуждений!
11.05.2007 в 19:19
жизнь моя действительно принадлежит лишь мне - Согласен полностью. Но: не ты себя зачал/вырастил/вскормил/обучил/воспитал, не только ты был себе другом и помогал в трудных ситуациях, не только ты себя любил и был тобой любим, ты связал свою жизнь прочными нитями со многими людьми и умерев, ты вырвешь из них эти нити с мясом и болью. А их боль тебе не принадлежит. Поэтому, имхо, если уходить из жизни, то:
а) это надо сделать красиво (всё-таки последнее воспоминание о жизни)
б) нужно сделать так, что бы твоя смерть не причинила никому боли
А в целом, самоубийство - это не слабость или сила. Это способ. Воспользоваться им можно по абсолютно разным причинам.
11.05.2007 в 19:30
11.05.2007 в 19:32
11.05.2007 в 19:35
11.05.2007 в 21:23
он может прибегать к помощи статистики и различных опросов и т.п.
а) это надо сделать красиво (всё-таки последнее воспоминание о жизни)
б) нужно сделать так, что бы твоя смерть не причинила никому боли
для меня не существует "загробного мира", следовательно никаких воспоминаний не нужно
красиво ? А вдруг вы будете умирать от чудовищной проказы ? Не думаю, что что-либо скрасит эту смерть...
без боли не обойдется.. но боль - та же слабость...
11.05.2007 в 22:01
Не возьмусь комментировать твои мысли, но хочу внести ясность... Детектив, расследовавший обстоятельства смерти Кобейна, пришел к выводу, что лидер "Нирваны" стал жертвой заказного убийства. Хотя суицидальные наклонности у него, бесспорно, были, и он по крайней мере однажды пытался покончить с собой, наглотавшись таблеток, но в тот раз обошлось, откачали.
Кроме того, Курт хоть и был пессимистом, но говорить, что его знаменитое "I hate myself and I want to die" было девизом его жизни, по меньшей мере слишком смело. Да, Кобейн действительно чуть не назвал так свой последний альбом в составе "Нирваны", но к тому времени, как мне кажется, он уже не вполне понимал, что с ним творится, ибо прочно и действительно "тяжело" сидел на героине.
11.05.2007 в 22:02
А скрашивание смерти зависит исключительно от фантазии =)
Насчет боли - не совсем соглашусь. Боль - это сигнал от органов чувств, говорящий о повреждениях тела. Испытывать боль - значит жить. Вот ныть о том, как тебе плохо - это слабость.
12.05.2007 в 00:19
ЗаСказочная полупропаганда какая-то...
Susanin и Three of Cups почти все сказали...
12.05.2007 в 12:21
Хм... откуда такие познания?
Merfanef Хех, ты снова говоришь за всех. Так, словно тебе доступна истина в последней инстанции.
Эта реплика адресована мне,или Сусанину?
Если мне, то... Не ставила перед собой такой цели вообще НИКОГДА.
Это исключительно мое восприятие, в правильности которого я сама не уверена, о чем и написала выше.
Да, оно в какой-то мере конкретно. Определенно. Но по-другому я не умею
Кстати... Ссылочку на твой рассказ потом напишешь?
Сеющий порок
Рискну предположить, что то показалось Вам субъективным потому, что изначально у Вас была другая установка, а именно - жизнь моя действительно принадлежит лишь мне...
Так что... Я субъективна не более, чем Вы
без комильфо
Всегда пожалуйста
А с чем Вы были не согласны, если не секрет?
/\/\
Не знала этой информации... Про девиз я прочитала в журнале, так что здесь на истину в последней инстанции, как выразился Мерфанеф, не претендую
Resonanz Ты совершенно не права.
ЗаСказочная полупропаганда какая-то...
Ну, начнем с того, что совершенно неправых не бывает, также как и совершенно правых.
А это уж точно не пропаганда...
Это просто написано без критики и осуждения.
Мое отношение к сему, думаю, каждый из Вас и так знает, т.к. при моих убеждениях оно может быть только одним - отрицательным.
Но, если в вопросах политики, отношения к США, либерализма и эволюции я могу себе позволить цинично покритиковать, поиронизировать и т.д. то здесь у меня рука не поднимается. В конце концов, люди не просто так решаются на это, им на самом деле плохо.
12.05.2007 в 12:32
с института
Истерик делает все напоказ, как угрозу (которую ни за что не исполнит)...
А человек который хочет покончить с собой (истинный суицид), это сделает.
12.05.2007 в 15:28
«Ей хочется не так уж и многого. Ей хочется перестать чувствовать боль. Думает она только об этом. Сама перед собой играет роль, делает вид, что горе её столь велико, что она даже пойдёт на то, чтобы расстаться со своей жизнью. Её несчастье на самом деле не в том, что её обидели, а в том, что её не пожалели. Она жаждет того, чтобы её обняли, сказали «Ну всё, всё, хватит уже плакать…».
Эта плакса напоминает маленького ребёнка, который плюхается на пол и плачет не от боли, а от обиды. Плачет, следя в оба глаза, смотрят ли на него родители. Если они отвернуться, надо орать громче, чтобы они, в конце концов, обратили своё внимание на родное дитя.
Когда каждая клеточка твоего сознания говорит «стань ребёнком», то ты должен понять, что пора начинать бороться с вирусом, который засел у тебя внутри. Это рак духа. Это туберкулёз твоего самоуважения. Это сифилис благородства.
Тебе под силу справиться, но только помогать никто не будет».
Что касается связи эгоизма и самоубийства, то среди истеричных людей, это доходит до крайней степени. Пример из моей жизни: трагедия одной семьи. Есть муж, жена и их дочь. Муж в рассвете лет умирает от сердечного приступа, у матери случается психоз. Через какое-то время, она совершает самоубийство, которое можно отнести к разряду «гениальных». Она сооружает хитрую конструкцию: накидывает себе на шею верёвку и каким-то образом так приделывает её к входной двери, что дочь, пришедшая со школы, в попытках зайти домой, душит свою мать. Какой тонкий и циничный расчёт, не находите? Ясное дело, что эта девочка потом спятила. Помню, как она прибегала к нам домой и рассказывала о том, что у неё разлагаются органы. Мне кажется, что самоубийцы, как раз таки думают о том, что близким будет после их смерти плохо. Если их никто не утешал при жизни, то хоть на похоронах поплачут.
PS - И всё же, не стоит забывать о том, что в отличие от сказок и заметок в жёлтой прессе, в жизни встречаются вполне рациональные самоубийства.
12.05.2007 в 15:32
Это для детей самоубийц характерно (правда я не помню какой это возраст)
13.05.2007 в 09:33
Но… это было. И от сего факта никуда не денешься."
Надеюсь, ты не думаешь, что то, что тебе дают в воскресной школе - не более чем одно из мнений.
Потому как существует и другое мнение, что он просто не хотел видеть своего заката, своего падения. К тому же есть мнение, что он, как истинный... эм... не помню, не то кельт, не то кто-то еще из северных народов, считал, что мужчина живет до скольки-то там лет, а если он прожил дольше, значит не мужчина, а трус.
К тому же есть мнение, что это не самоубийство.
Вообщем, много толков ходит. И "самоубийство американской мечты" (идиотское название... его образ жизни был так же далет от американской мечты, как северный полюс от африки. Да и не столь богат он был. По крайней мере нельзя сказать, что он был владельцем огромного состояния. Насколько я знаю, он всегда любил чистый андеграунд, и официальные концерты, на организацию которых нужны немалые деньги, ему не нравились. И ему не нравилось, что он становился популярным, т.к. от этого андергаунд переставал быть андеграундом.) - не более чем одно из толкований.
13.05.2007 в 19:47
Не любой.
Кто-то хочет избежать больших мучений,а кто-то забрать больше врагов с собой.
Я не имею абсолютного права собственности на свою жизнь.
Вот.
Что такое христианство? Это религия, повествующая о том, какую жертву Бог принес людям.
Хм...
б) нужно сделать так, что бы твоя смерть не причинила никому боли
Согласен.
Поэтому имеет смысл подождать.
Есть ведь масса "вредных" профессий,так зачем спешить.
для меня не существует "загробного мира", следовательно никаких воспоминаний не нужно
Ты ещё будешь что-то чувствовать, даже когда реанимационные мероприятия уже свернут.
А вдруг вы будете умирать от чудовищной проказы ? Не думаю, что что-либо скрасит эту смерть...
А в своё время находились даже среди христиан самоубийцы... добровольно от неё умиравшие.
Они кстати находили и чем можно скрасить смерть от проказы.
Истерик делает все напоказ, как угрозу (которую ни за что не исполнит)...
Не хочет исполнять.Но может не рассчитать.
13.05.2007 в 19:50
Не придирайся к словам...
14.05.2007 в 12:19
Григорий Чхартишвили
Писатели и самоубийство.
"Чувство собственного достоинства (далее для краткости ЧСД), без которого современный человек немыслим, имеет место и дату рождения. Оно появилось на свет в Англии, на зеленом раннимедском лугу 15 июня 1215 года – именно в тот день взбунтовавшиеся бароны заставили короля Джона подписать «Великую хартию». Поначалу, как и все новорожденные, ЧСД было жалким и сморщенным – всего-то несколько строчек в 39-м пункте, затерявшемся среди других более многословных статей, смысл которых сегодня понятен только специалистам по английскому средневековью. Королевская власть давала клятву, что «ни один свободный человек более не будет посажен в тюрьму, лишен имущества, объявлен вне закона или иначе ущемлен… кроме как по законному суждению равных себе либо по закону страны». Разумеется, в категорию «свободных людей» не попадало большинство тогдашних англичан. Разумеется, клятва неоднократно нарушалась. Разумеется, от этой декларации до концепции частной жизни еще очень далеко. Но ведь 1215 год. Русь еще и с монголами-то не познакомилась"(с)
................
"Под спецификой я имею в виду чисто японские мотивации и разновидности суицида. Естественно, что в подавляющем большинстве случаев японцы убивают себя по вполне «тривиальным», так сказать, общечеловеческим причинам, однако достаточно часто происходят трагедии с сугубо национальной окраской, что позволяет всерьез говорить о «суициде с японским лицом».
В отличие от русского, немецкого и британского национальных характеров, в которых не так-то просто отыскать корни суицидального поведения, в японской психокультурной модели они разветвлены и находятся прямо на поверхности.
Об опасности чрезмерной самодисциплины я уже говорил в связи с немецкой скрытой пассионарностью. У японцев то же качество выражено еще сильней. Открытое проявление сильных чувств испокон веков считалось непристойным, сдержанность и умеренность почитались высокими добродетелями. Эта установка позволяет избегать миниконфликтов в повседневной жизни, но не дает выхода отрицательным эмоциям. При большом стрессе, когда сдерживающий поведенческий механизм оказывается недостаточно действенен, может произойти взрыв агрессии, направленной как вовне, так и внутрь. Последнее происходит чаще, что объясняется особенностями традиционного воспитания.
Типическому японцу свойственна ориентация не на индивидуальные, а на коллективистские ценности. Быть независимым, оригинальным, непохожим на других – дурной тон. Худший из грехов – эгоцентризм. Жестко структурированное общество не одобряет личной инициативы, понуждая человека все время ощущать себя не единоборцем, а «членом команды». Для японца характерно определять свою идентичность через принадлежность к определенной группе. Нет ничего страшнее, чем подвергнуться остракизму. В средневековой японской общине высшей мерой наказания была не смерть, а изгнание с позором. Вообще стыд – главный регулятор в японской этической системе. Если иудеохристианская мораль зиждется на концепции греха (совершать проступки нельзя, потому что за это ответишь перед Богом или, если нерелигиозен, перед собственной совестью), то японец ведет себя нравственно потому, что боится попасть в постыдную ситуацию и превратиться в объект осуждения или насмешек.
Принадлежность к группе является для японца одновременно защитным панцирем и ахиллесовой пятой: оберегает от личных невзгод, ибо общее дело важнее частного, но в то же время удар, обрушивающийся на группу, воспринимается как собственная трагедия. Мы с удивлением смотрим, как перед камерами рыдает президент японской корпорации, потерпевшей банкротство, или как покаянно кланяется крупный чиновник, попавший в некрасивую историю. В подобных случаях нередки и самоубийства. Иностранцам это кажется японской экзотикой. Так называемый «ролевой нарциссизм» понуждает японского служащего воспринимать и ценить себя прежде всего как исполнителя некоей профессиональной роли, превращает человека в винтик слаженно работающей машины. Это полезно для общества и безопасно для индивидуума – до тех пор, пока машина не пошла вразнос и винтики не начали сыпаться."(с)
14.05.2007 в 12:24
"У толерантного и даже сочувственного отношения японцев к суициду есть глубинная причина. Японцы спокойнее относятся к смерти. Это вовсе не означает, что они не боятся умереть – просто они меньше, чем люди западной культуры, страшатся мыслей о смерти. Буддолог и националистический идеолог Томомацу Энтай (1895-1973) писал: «Для тех, кто хочет только жить, кто ставит себя в центре мироздания и стремится взять от жизни как можно больше, смерть всегда будет пиковой дамой, вызывающей ужас. Вся европейская цивилизация подчинена девизу: „Что угодно, только не смерть“. Это пещерная цивилизация, спрятавшаяся в кокон». Христианский призыв memento mori заставляет европейца вздрогнуть, сделать постную мину и поскорей начать думать о чем-нибудь приятном. Японцу напоминание о смерти настроения не испортит. Прежде всего потому, что он никогда о ней не забывает. Домашнее, бытовое отношение к собственной кончине берет начало в религии – буддизме и конфуцианстве. Дзэн, буддизм прямого действия, был взят на вооружение и творчески переработан японским рыцарским сословием, идеология и этика которого в значительной степени сформировали японскую национальную ментальность. Если в средневековой Европе дворянство из сословия защитников довольно быстро выродилось в сословие паразитов, то самураи, в строгом соответствии с конфуцианским каноном, считали себя отцами и учителями простолюдинов. Первый теоретик бусидо Ямага Соко (1622-1685) объясняет правомочность самурайских привилегий следующим образом. От самурая не требуется, чтобы он работал – работа для простолюдинов; самураю запрещено сражаться, потому что войны остались в прошлом. Так что же, самурай – паразит? Нет. Его миссия – давать японскому народу пример морального поведения, воспитывать нравственность в себе и низших. А поскольку в течение веков пренебрежение к собственной жизни провозглашалось самым благородным качеством самого благородного из японских сословий, эта идея не могла не врасти в плоть и кровь всей нации. Известная самурайская максима гласит: «Просыпаясь утром, думай о смерти». Сравним с народной японской поговоркой: «Если смерть нипочем, всего добьешься». Еще иезуиты, первыми из европейцев попавшие в Японию, как главную туземную особенность отмечали удивительно легкое отношение к смерти. Японцы – единственная нация, эстетизировавшая и до мельчайших деталей разработавшая ритуальное самоубийство харакири.
Далеко не последнюю роль в отношении японцев к суициду играет и давняя, глубоко укорененная в культуре поэтизация добровольного ухода из жизни. Романтический ореол, которым в западной традиции окружены некоторые виды самоубийства, в Японии сияет еще ярче и лучезарнее. Самоубийство благородного героя или героини – это главный фабульный ход японской классической литературы, самый красивый и волнующий из всех возможных финалов. Хеппи-энд вроде «стали жить-поживать и добра наживать» или «они жили долго и счастливо» с японской точки зрения скучен и даже безвкусен. То ли дело «Ромео и Джульетта» (изобретательная вариация на тему дзюнси, о котором чуть ниже) или пьеса «Гроза», в которой Катерина, оказавшись в безвыходной ситуации (виновата перед супругом и не может соединиться с возлюбленным), поступает истинно по-японски: утопиться, бросившись с обрыва, – это очень романтично.
В японском языке существует целый суицидный глоссарий, в котором для каждого из видов самоубийства имеется собственный термин.
Самая почетная и завидная из смертей – самопожертвование в бою, которое по-японски самоубийством не считается. Самурай, отправляющийся на войну, должен был мечтать не о возвращении с победой, а о гибели на поле брани. Провожая сына, хрестоматийно-образцовые японские родители говорили не «береги себя», а «умри как герой». От такого спартанства делается не по себе, даже если предположить, что родители говорили вслух одно, а думали другое. Как бы там ни было, сыновья принимали напутствие всерьез, и при первом же боевом столкновении Европы с Японией, в русско-японскую войну, солдаты микадо потрясли воображение «красноволосых» (то есть наших предков) своими суицидальными атаками. Джек Лондон, состоявший корреспондентом при японской армии, с ужасом описывает, как солдаты по открытой местности идут в лобовой штурм русских укреплений и сотнями ложатся под шрапнелью. Американец усмотрел в этой, с его точки зрения, преступной тактике варварское пренебрежение японских военачальников жизнью своих подчиненных. На самом деле суицидная атака наверняка была «инициативой снизу».
Во время второй мировой войны, особенно на завершающем ее этапе, самопожертвование стало одним из тактических приемов императорской армии. Самоубийственный порыв воина, охваченного стремлением во что бы то ни стало, даже ценой собственной жизни, уничтожить врага, – феномен отнюдь не японский и, вероятно, возник одновременно с самой войной. Первым камикадзе войны на Тихом океане был… американец: 5 июня 1942 года во время сражения при Мидуэе лейтенант Флеминг протаранил своим самолетом японский крейсер. Помним мы и про летчиков Красной Армии, повторивших самоубийственное пике капитана Гастелло. Но одно дело – порыв, и совсем другое – взвешенное, неаффектированное решение, которое приняли тысячи молодых японцев, добровольно записавшихся в эскадрильи, батальоны и отряды летчиков-самоубийц, пехотинцев-самоубийц, моряков-самоубийц.
Трагедия прекраснее комедии, похороны величественнее свадьбы, красивая смерть предпочтительнее счастливой жизни – эта эстетическая линия пронизывает всю японскую культуру и облегчает суицидный выбор. Слова японских военных маршей поражают пессимизмом, в принципе несвойственным этому бодряческому музыкальному жанру. Во всем мире и во все времена марширующие солдаты пели о том, как они зададут врагу, а потом вернутся с победой домой. Но только не японцы. Марш японских летчиков времен последней войны в вольном переводе звучит так:
Сакуре подобны я и ты.
Расцвели на ветке и опали.
Не живут до осени цветы,
Мы с тобою оба это знали.
Пожалуй, в любой другой армии от такой строевой песни началось бы дезертирство, у японцев же она повышала боевой дух."(с)
............................
"Изменился по форме, но сохранил прежнее содержание и еще один тип традиционного суицида – инсэки-дзисацу. Это короткое словосочетание на русский язык переводится длинно и неуклюже (видимо, из-за невообразимости самой идеи): «самоубийство вследствие осознания своей ответственности за случившееся». Для человека, совершившего тяжкую оплошность, есть только один способ избежать позора, который, по японским понятиям, много хуже смерти. Добровольное самонаказание частично или даже полностью восстанавливает честное имя виновного. Некогда искупительное самоубийство могло быть навязано самураю по приговору суда – обычно не за самое тяжелое преступление. Однако многие японцы, обладавшие обостренным чувством чести, совершали инсэки-дзисацу безо всякого понуждения и часто по поводу, который европейцам казался пустячным. Самоубийство Вателя, мажордома принца Конде, было сочтено современниками и потомками эксцентричным чудачеством. Бедняга пронзил себя шпагой, испугавшись, что королю не успеют вовремя подать рыбное блюдо. С точки зрения самурая это был совершенно нормальный поступок, свидетельствующий о том, что принцу служат люди, понимающие смысл слова «ответственность». В августе 1945 года среди офицеров и чиновников прокатилась целая волна самоубийств: лишая себя жизни, патриоты «извинялись» перед императором за то, что не смогли защитить его священную особу от врагов. Не так уж редки инсэки-дзисацу и в современной Японии. У обанкротившегося и разорившего клиентов (партнеров, кредиторов) бизнесмена есть три пути: сбежать за границу, идти под суд или покончить с собой. «Новый русский» скорее всего предпочтет первое (если не удастся заручиться депутатской неприкосновенностью), западный предприниматель второе, а японец третье."(с)
..................
14.05.2007 в 12:24
..................
"сочинения японских третьеклассников на стандартную тему «Кем я хочу стать». Если не учитывать национальный колорит (один мальчик хотел преуспеть на поприще борьбы сумо, а одна девочка подумывала, не выучиться ли на гейшу), дети мечтали примерно о том же, о чем положено мечтать девятилетним. За одним исключением. Все тридцать сочинений кончались одинаково: описанием собственной смерти. Кто-то хотел романтически умереть молодым, кто-то планировал дожить до ста лет, но ни один из школьников не оставил концовку открытой. Завершение жизненного пути смертью – это естественно. Как же иначе?"(с)
............
"Однако при всей своеобычности суицидальной картины Япония отнюдь не лидирует в мире по уровню самоубийств. Привычка во всем руководствоваться этикетом и определенными правилами поведения делает жизнь человека в целом более защищенной и уютной, а теневой своей стороной – депрессией и суицидальным порывом – оборачивается лишь в экстремальных случаях, перечень которых, в общем, тоже регламентирован. Вряд ли в Японии отыщется восемьсот мотиваций самоубийства, обнаруженных исследователями Всемирной организации здравоохранения. И уж во всяком случае японцы не используют все восемьдесят три зарегистрированных ВОЗ способа самовольного ухода."(с)
15.05.2007 в 11:32