Дорогу осилит идущий...
Кажется, замысла нет, ибо все – замысел. Кажется, центра нет, ибо все – центр. (С)
…Господа, это – КАПЕЦ!!! Простите, нет других слов. Дочитала и бегаю по комнате как тигр по клетке, разрываясь от дикого количества мыслей. Крутит, таращит и кроет, будто меня все рейсы с Московского вокзала разом переехали. Обсудить мне это не с кем, к моему огромному сожалению, посему просто сформулирую. Итак…
Эмоционально перенасыщенный отзывИтак, это книжка о возможном падении человечества версии 2.0. Вот так вот ничтоже сумняшеся автор решил нам показать «как это было», правда не на примере нас, а на примере другого мира, другой планеты, которая и называется Переландра (в реальности - Венера). Планета представляет собой аналог рая, с океаном, плавучими островами, отсутствием греха, боли, крови, смерти одиночества и вообще любых негативно окрашенных понятий. И там живут только два человека – Король и Королева этого мира. Имен у них в начале нет. Думаю, аналогия прозрачна как глоток «Святого источника». НЕТ ИМЕН!! У Евы, если вы помните, до определенных событий тоже не было имени – она называлась просто «жена», а потом сам Адам назвал ее Евой, ведь дать имя – значит, проявить власть над тем, кому ты его даешь. Но, не будем о подчиненном положении женщины в этом мире – мы не об этом, собственно, а о книжке.
Вот знаете, оно прекрасно. И мне в голову даже не могло прийти, что у кого-то может такое ПОЛУЧИТЬСЯ.
Ибо там нарисован самый аутентичный образ Зла, который я когда-либо видела. Там не было змея, там был человек. Но это – не булгаковский Воланд, в которого вечно влюблена половина старшеклассниц, не романтичный лермонтовский Демон с его темными поцелуями и не Демон Врубеля, глядя на которого вот лично мне хочется подпереть рукой щеку, вздыхать и думать, как он прекрасен и одинок. Ну, что ж поделать, моя мама обожала эту картину, и любовь к Врубелю у меня в крови.
А Зло Льюиса – правильное. Оно не эстетизировано, оно лишено всякого флера романтичности, непонятости, возвышенной трагичности и страдания, оно – поистине отвратительно, мерзко и гнусно, но вместе с тем, это умное, тонкое, расчетливое и могущественное зло. Зло, аргументы которого убивают своей силой (в некоторых местах даже не знаешь, как с ними поспорить!), но в то же время «я с трудом выносил его - он был как идиот, как слабоумный, он пользовался мыслью лишь как инструментом, а сама она не увлекала его».
И, словно в противовес, у него получилось создать и образ абсолютного добра, не падшего человека, который не скучен и, о ужас - СЛОЖЕН, несмотря на то, что его душу не жрут всевозможные белые жирные черви в виде травм детства или событий жизни, «наложивших отпечаток». Подумайте… Все интересные герои всегда «с прошлым» - взять хоть того же Фандорина. Альксет мне как-то сказал: «Нелогичный ты человек, Аманда: вот тебе нравится сэр Генри из книжки Уайльда, но при этом ты мечтаешь его перевоспитать так, чтобы его характер стал скучен, и из него бы ушло то, что тебе же сейчас и нравится». И я подумала – Бинго! Он прав!
Но здесь все совсем по-другому. Мне впервые нравится образ, в котором я ничего не хочу переделать.
И, причем, заметьте, это образ не женщины, а именно человека, ибо она гораздо больше человек, нежели женщина. Елки-палки, так наверно нельзя рассуждать, но я пишу как думаю.
Вы тут можете возразить – а зачем тебе искать в литературе, милая Аманда, тем более, в фэнтези, ведь есть примеры чистых и безгрешных людей и в нашей жизни, и в документальных книгах, да хоть в тех же «Несвятых святых».
Да…
Но знаете, с монахами все иначе. Все книжки монахов – о том, как они «шли, шли и дошли», как терпели, преодолевали и шарахались. И когда я это все читаю, у меня невольно складывается впечатление, что монах – это, прежде всего человек, который будет от тебя шарахаться (да, здесь наступил момент обвинить меня в эгоцентризме и кинуть тухлым помидором, но я просто честно описываю свои мысли). На Валааме от нас шарахались все – прятались за кустами и деревянными постройками, и это было очень больно. Я намеренно не копаюсь в причинах этого чувства, потому что небезосновательно опасаюсь, что причины низкие, что-то около гордыни. Я просто помню, как это было. На Валааме я ходила в зимних штанах в августе в плюс двадцать шесть – потому что меня трясло и колотило от холода. Холод и боль вообще как-то непостижимо связаны – мне так кажется. И я постоянно думала – да за что же, да что я им сделала, да почему?! Нет, я умом прекрасно понимала, что им так нужно. Более того, сейчас я понимаю, что тот мой глас вопиющего в пустыне тоже был хоть и очень тонкой, но дурной мыслью – потому что там был примат «Я». Потому что вместо того, чтоб подумать о людях, и так несущих тяжкий крест послушания, о людях, которым и так, простите, фигово от того, что мы тут понаехали, я думала о себе, любимой, которую несправедливо обидели отвержением, а я ведь такая вся хорошая… И др, и тд. Ужас. =)
Однако, их труды во многом – руководство по тому, от чего надо шарахаться и как шарахаться успешнее. Туда не ходи, туда не смотри, не тронь, не смей и вообще одно большое НЕ. Нет, вы не подумайте – я подпишусь под каждой буквой, и там все чистая истина, и все так и должно быть. Они правы и делают все правильно. Но когда я это читаю, я вижу огромную стену между собой и ими. Я чувствую себя диким злом, жутким созданием – и мне страшно. У меня не получается представить этих людей как реальность лично СВОЕЙ жизни. Я не могу представить, что разговариваю с ними – да и не стали бы они со мной разговаривать.
А Льюис, он… Он позволил своим совершенным героям разговаривать с обычными людьми. Королева не шарахалась от Рэнсома! «Я не помну твоих трав – видишь, я босиком…» и все в таком роде. Впрочем, Рэнсом и сам – чуть не святой товарищ, самой плохой его мыслью, за которую его отвергал и выталкивал из себя совершенный мир, была мысль покурить и руки спрятать в карманы.
Льюис создал образ не павшего, но и не преодолевшего человека, который от нас бесконечно дальше, но вместе с тем и ближе. Ой, елки мои, я не знаю как объяснить, мне не хватает слов. Нет, хуже – мне и чувств своих не хватает. Просто когда кто-то прошел по пути, а ты еще идешь по нему, и идешь криво-косо, смотря на прошедшего, ты особенно остро ощущаешь свою кривизну и кось. Ощущаешь то, чем ты не стал. А здесь… ты понимаешь, что ты таким БЫЛ. Точнее – был бы – при других обстоятельствах. И от этого как-то легче что ли. Это так странно, ведь герои Льюиса отличаются от земных людей гораздо больше, чем люди друг от друга – но у меня не было чувства страха или собственной неполноценности. Не знаю почему. И если меня так крыло когда я это всего лишь читала – я представляю, как крыло его, когда он это писал.
А еще – у меня в голове не укладывается, что это написал автор «The Pain»!!! Этого просто не может быть. Ведь «The Pain»– она вся про меня, от первой до последней буквы, она проста и понятна как два пучка редиски. А эта вещь не про меня. И не про нас. Она... чужая. Она вообще чужая всей литературе, у меня такое ощущение. Вспоминается пассаж о Рембранте из «Похитителя тел» Райс, о том, как он видел в людях и рисовал то, какими они задуманы. Думаю, тут то же самое.
Я не могу ее никому советовать. Чтобы ее читать – надо обладать определенным складом личности, иначе это покажется просто очень шизанутой книжкой о мужике, который летал по космосу в хрустальном гробу, разговаривал о странном с зелеными человечками и живыми столбами света и очень нетолерантно бил инакомыслящих острым камнем по лицу. Это может восприниматься либо как психоз, либо как метафора правды. Третьего не дано. И этим оно прекрасно. ПРЕКРАСНО. Льюис – гений.
ВЫВОДЫ.
1) Я не знаю, как к этому относиться, и не буду формировать никакого мнения насчет правомерности этого текста. Пусть этим занимаются компетентные люди типа Кураева и Осипова. Но вот лично моя совесть, которая сразу же кричит, стоит мне сделать или увидеть что-то неправильное – в этот раз молчала. Я не заметила, чтобы Льюис что-то извратил или переврал.
2) Я очень благодарна автору за формирование правильного отношения ко злу вот лично у меня. Это был тот редкий случай, когда мне вместе с героем хотелось разорвать его, изничтожить, "выгнать вон из своей головы", схватить камень и дать по лицу, а не стоять и пялиться на зло, думая при этом «ну я же просто пялюсь, смотреть-то можно, интересно ж показывают!», как это было в случае с другими авторами (с тем же Уайльдом). Вообще, главный вывод, который я для себя сделала – нельзя думать о том, как ты мог бы "жить на твердой земле", если этого все равно никогда не будет.
3) Ну и… «Это сделало меня старше» =)

@музыка: Слот – Сумерки
@настроение: Ноу комментс
@темы: Рецензии (книги)
19.01.2014 в 21:56
добавлю в список.
19.01.2014 в 21:59
19.01.2014 в 23:31
20.01.2014 в 14:32
20.01.2014 в 14:59
Нокитсуне Эру, хорошо, поделитесь потом впечатлениями)
24.01.2014 в 14:06
Трудно наверное быть одновременно умным и православным. О стольком нельзя думать
25.01.2014 в 16:42
Хорошо потроллил, зачет)
Мне лестно, что ты так высоко обо мне думаешь, но на самом деле, Миша, умные люди - это Люба и Аурис, а у меня просто уровень рефлексивности высокий.