— Я красивый, — сказал урод и заплакал…
— А я урод, — сказал другой урод и засмеялся…
Марион Петросян, «Дом, в котором...»
Некоторые живут как будто в порядке эксперимента…
Оттуда же.
…Потрясающий фильм. Возможно, лучший мною виденный за последний год, ибо там есть нечто абсолютно новое, чего нигде и никогда не было до этого, «открытие в искусстве», но о сием чуть ниже, не стоит гнать коней. Фильм основан на рассказе ирландского писателя Кристиана О’Рейли (Christian O’Reilly), который сам работал в дублинском Центре по предоставлению людям с весьма ограниченными возможностями права на самостоятельное проживание.
Так странно, но это малобюджетное кино впечатлило меня намного больше, чем нашумевший «Облачный Атлас», хотя Атлас, без сомнения, хорош, но… тут мне ближе тематика.
ДалееФильм рассказывает о жизни двух инвалидов, вырвавшихся из интерната и вкусивших все прелести свободы. Одному из них, Майклу - уже 24 года, однако почти всю свою жизнь он провел в доме для инвалидов, куда попал из-за ДЦП. Но вот однажды в очередной клинике Майкла с медсестрами-эсэсовками в лице Дэлайлы и унылым пением по вечерам появился новый пациент с золотым кольцом в носу и ирокезом на голове - Рори О’Шей. Рори болен синдромом Дюшена – это такая жуткая штука, которая поражает только мальчиков. Болячка представляет собой мышечную дистрофию, развивающуюся из-за постепенного разрушения нервно-мышечных связей. Это заболевание отмечается примерно у одного ребенка из трех тысяч. Как и Майкл, Рори практически не может двигаться, он прикован к креслу, управлять которым все еще может при помощи двух работающих пальцев, но это не мешает Рори по-своему наслаждаться жизнью. И… он настолько смелый, яркий и безразличный к любым пинкам судьбы, что скромный Майкл поневоле «заражается» его энергией и тоже начинает жить, не существовать, а именно жить в полном смысле слова: веселиться, одеваться, как хочется, давать отпор мерзавцам в лице родного отца-судьи... и «весь мир в его руках». Они добиваются права на самостоятельность, снимают квартиру, ходят по барам, влюбляются… В общем, живут так, как не смеют жить некоторые вполне себе здоровые ботаники. Типа меня.
А теперь – за что мне собственно понравился этот фильм.
За то, что это – комедия. Да, как ни странно, это дико позитивное кино, пробивающее на «ха-ха» каждые пять минут.
А еще – за то, что там (НАКОНЕЦ-ТО) нет этой вездесущей мысли – мол, Вы смеете жаловаться? Так посмотрите, как живут другие! Вас бросил муж? Ну и что, кто-то вообще не может сам встать с кровати, а Вы тут ревете, да Вы счастливы должны быть одному факту наличия у Вас рук и ног! Людей убеждают, что они не ценят свою жизнь, жалуются, а тем не менее не всем везет так, как им, кому-то надо реально бороться за каждый вдох, и привычные для нас вещи, такие, как поесть и помыться – для них целая проблема.
На этой мысли спекулируют очень многие, взять хоть расхожую в Сети страшилку с изображением детей-негритят с тяжелой стадией анорексии и подпись под ней: «Все еще ссоришься с родителями? У них вообще нет родителей!!!» Ну да, все так, и что? Отсутствие родителей у этих детей не поможет современному подростку из Москвы решить проблемы со своими «предками», для этого есть психологи.
Нет, на самом деле в этой идее есть своя правда. Да, и не кидайте в меня помидорами.
Есть. Я точно знаю. Помните, как Льюис писал о факте конечности жизни? Этот факт, возмущающий, наверно, почти всех людей, принимался им безоговорочно.
Мы вот снимаем сериалы типа «Я отменяю смерть», а Льюис говорил, что сама жизнь – удивительный дар, и он не вправе жаловаться на то, что это дивное видение почему-то ограничено, если он не постиг еще самого дивного видения, ибо рама не страннее, чем сама картина. Вот цитата – «Если младший сын мельника спросит фею: «Объясни, почему я не могу стоять на голове в волшебном дворце?» фея скажет: «Сперва объясни волшебный дворец». Если Золушка спросит: «За что я должно в двенадцать уйти с бала?» крестная ответит: «А за что ты идешь на бал?»
Если я завещал кому-то десять говорящих слонов и сто крылатых коней, пусть он не жалуется, если удивительный подарок дается с удивительным условием — не смотреть крылатому коню в зубы».
И я это все прекрасно понимаю. Наверное, так может размышлять только бывший больной миопией типа меня. Точнее, нет, не бывший - бывших больных миопией не бывает. Тот, у кого убрали симптомы. Прошло два с половиной года после моей операции, а до сих пор ДНЯ не проходит, чтобы я не подумала, проезжая в автобусе или смотря цены в меню кафе Джаз: "Боже, до чего ж видеть-то хорошо!"))) И когда в твоей жизни БЫЛО ЧУДО, глупо потом ходить и ныть, что оно прошло, закончилось, испарилось. Ну глупо же, согласитесь? Господь ведь «не сыплет чудес на природу, как перец из перечницы». Чудо — большая редкость. Поэтому и вправду надо ценить то, что у тебя есть и что у тебя было. Однако утешать страдающих людей, показывая им картинки из тяжкой жизни больных – очень жестоко, и я против такого.
Так вот – такого НЕТ в этом фильме. Это жизнеутверждающее кино, однако, жизнеутверждение его – не жуткое и экстремальное, как в «Пиле», а нормальное, человеческое.
Далее – это кино мне нравится за то, что герои выбрали РЕАЛЬНОСТЬ. Не понимаете о чем это я? А все просто. Если взять аналогичные ситуации в других произведениях, ну там страдающего больного непонятого героя с жестокими родителями и дикими детскими травмами, одинокого и оторванного от мира…
Что он обычно делает, а?
Угадаете с трех нот? 
Правильно – придумывает себе альтернативную реальность, некую игру или другой мир, закутывается в нее как в кокон и сидит там, дабы пережить жестокость, непринятие и ужасы мира реального. И все высокообразованные критики произведений умудренно кивают головами – мол, да, это был его единственный способ выжить, стать кем-то, бороться…он молодец, хоть так, но смог преодолеть…
Так было всегда и везде. Взять хоть тот же «Дом, в котором». Дом хранит уйму тайн, это как раз тот самый «незримый мир», куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени. Альтернативная реальность, которую придумали дети, чтобы выжить. Они и вправду верят, что Лорд происходит из благородного рода драконов, Сфинкс – мудр и т.д.
Или возьмем другой пример – фильм «Запрещенный прием»: как только там приближалось очередное насилие и трэш, повествование мгновенно переключалось на внутренний воображаемый мир главной героини – Куколки, причем миры эти обретались в завидном количестве – тут тебе и шикарный бордель, и заполненный орками замок, который штурмуют рыцари, а рядом еще пасутся драконы и… да, ей надо добыть там огненным камни, которые были ею достаны из раны на горле личинки дракона, кстати. 
В общем, везде такое : Бац! – и под тонкими чувственными пальцами главгероя рождается новая Вселенная, где он и творец, и страдалец, и героический «преодолитель» этих страданий. И про это иногда реально интересно смотреть-читать.
И я уже привыкла к такому вот «способу» героев вершить свою судьбу.
И вот тут вдруг оказывается, что способ-то НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ! Не знаю, поймете ли Вы меня, но для меня это было потрясением, тем самым «открытием в искусстве» Конкретно в этом фильме НЕТ ТАКОГО, НУ НЕТ И ВСЕ. Они принимают себя настоящими, такими, как есть. "Тебе никто не нужен, потому что у тебя есть ты сам".
Они просто выбираются в жизнь – в реальную жизнь с гулянием, девушками, выпивкой… С разбитым сердцем, потому что «попугаи действительно не скрещиваются с броненосцами». Но это – жизнь. А они… Они очень сильные. Себон, их помощница и возлюбленная - обычный человек, со своими слабостями и страхами, а они - нет.
Огромное спасибо Гориславе за то, что показала мне это чудо.
@музыка:
Enigma & Era & Gregorian – Moment Of Peace
20.11.2012 в 01:34
Ну если точнее, там мышечная ткань замещается соединетельной. У нас люди с таким синдромом живут лет до 18-20 в забугорье если мне не изменяет память до 25-30
тсутствие родителей у этих детей не поможет современному подростку из Москвы решить проблемы со своими «предками», для этого есть психологи
Не обязательно для этого кстати нужны психологи. Некоторые проблемы можно просто проговорить. Если родители адекватны.
Психолог лишь помогает структурировать конфликт. Показать его корни, состояние и прогноз его развития. А еще он может создать пространство в котором можно договрится
И вот тут вдруг оказывается, что способ-то НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ
А единственных способов не бывает. Есть способы адаптивные и неадаптивные. Я например знаю ситуацию, где для человека адаптивно строить эмоционально созависимые отношения. (а ты знаешь как я отношусь к созависимым отношениям)
а они - нет.
Ты не поверишь, но на самом деле они тоже обычные люди. То есть не так. Они конечно "особые" и сильные, но дело не в этом. Дело в том, что они дали себе право не стать инвалидами. Ведь тут какая вещь, инвалидом человека делает не болезнь, а сам человек. Можно в дошкольном возрасте обрести слепоглухоту (Синдром Ушера), но стать ученым, а можно быть относительно здоровым в плане тела и психики, но стать никем
20.11.2012 в 18:13
20.11.2012 в 19:41
Aenirte, хорошо) Я как раз только приступила еще к списку))
20.11.2012 в 19:59
Зависит конечно. Но и тело зависит от разума.
Но я говорил несколько про другое
Знаешь была такая хорошая статья "роль семьи в профилактике наркомании. Реальная и потенциальная". И там в том числе была мысль о том что "патологическая семья, даже здорового сделает больным, а здоровая семья, даже больному поможет адаптироваться"
Человек с ДЦП не станет здоровым - это правда. Это не зависит от него. Но становится или не становится инвалидом - это в том числе и в его власти.
Да естественно он чего то не сможет делать и он должен это понимать и признавать, но это не значит что он не сможет делать ничего.
Естественно есть нарушения при которых человек полностью самостоятельным не будет никогда. Но это в основном серьезные интеллектуальные нарушения.
Но даже тогда, он может либо инвалидизироваться полностью (уйти в свою беспомощность) либо пытаться быть максимально самостоятельным на своем уровне
22.11.2012 в 15:36
За что, кстати, "Дом..." понравился - там это свойство доведено до такого абсурда, что выворачивается наизнанку и полностью меняет полярность восприятия. И вот уже тысячи людей мечтают попасть в тот самый Дом. Но разделение от этого все равно никуда не исчезает.
Спасибо за рецензию, фильм обязательно посмотрю. Хочется составить своё мнение))
П.С. Хотя нет, соврал. В фильмах и произведениях это не так раздражает, они ведь про то/для того и снимаются. А вот в жизни это раздражает до скрежета зубов.)) Фильмы/произведения в этом плане могут быть вредны только тем, что как раз и формируют подобное "особое" отношение, пусть и неумышленно.
22.11.2012 в 19:38
А кино посмотри, мне кажется, тебе понравится оно...
22.11.2012 в 19:39
22.11.2012 в 19:42
Ну вот это об этом я и говорил...
26.11.2012 в 14:24