Due cose belle ha a mondo Amore e Morte -
В мире прекрасны два явления: любовь и смерть.
Крылатое итальянское выражение
Съездили в Москву на Нотр-Дам, второй день живу под впечатлением. Мне просто необходимо это излить, так что простите.

Я не особенно люблю такие вот книжки «про любовь», но конкретно эта книга занимает особое место в моей душе. Мне дала ее сестра. Я до сих пор помню этот день - когда она протянула мне книгу, у нее было такое лицо, что я сразу поняла: я должна это читать. И я влюбилась в эту "историю, пережившую века", вот так просто и банально. Конечно, люди любят трагедии, тут нет ничего нового. Люди любят читать о неуставной любви, а тут у каждого из героев есть причины, по которым «нельзя» - сан священника, обещание другой, собственное искореженное тело…
Морализаторский анализ книги и персонажейНо они все равно ничего не могут сделать - как цветок сквозь сорняки, растет в них Это. То, чему не придумали имени, ибо я не могу назвать это любовью – религия не разрешает. Простите.
Эта книжка о том, как все, совершенно все равны перед чем-то темным, непонятным, страшным. Перед страстью, наверное. И это темное не делает различий ни в сословиях, ни в возрасте, ни в уме, ни в красоте. Герои ведь такие разные... И нищая цыганка Эсмеральда, и глухой горбун-звонарь Квазимодо, и священник Клод Фроло, и капитан королевских стрелков Феб де Шатопер, и прекрасная Флёр-де-Лис, и поэт Пьер Гренгуар – все словно попали в ядовитый зеленый туман из книжки Льюиса «Серебряное кресло».
И над ними, над переплетениями страстей и под небом средневекового Парижа довлеет незыблемая твердыня готического собора Нотр-Дам-де-Пари - Собора Парижской Богоматери. Словно напоминание о том, насколько все в этой жизни временно и мимолетно.
Знаете, когда я читала это в первый раз – все было легко и просто. Герои делились на хороших и плохих. Добрый и несчастный горбун, урод с прекрасной душой, невинная девушка, ее бедная мать, и словно другая сторона медали – священник-тиран Клод Фроло, жестокий, беспощадный, ужасный, но в то же время страдающий, чем-то похожий на… на Люцифера что ли. Тот ведь тоже был Ангелом Света сначала.
Я негодовала по поводу действий Фроло, ненавидела его, презирала… Чуть ли не возненавидела эту книжку из-за сего образа. Мне казалось, он порочит все Христианство. Что Виктора Гюго надо на костер за такие тексты. Что нельзя такое писать про священников. Что автор намеренно издевается над моей религией и всем, что мне дорого, что такого не может быть, не может быть, неможетбытьнеможетбытьнеможетбыть просто потому что БЫТЬ НЕ МОЖЕТ.
Короче, это был тотальный фэйспалм, просто я тогда еще не знала этого слова. Да его и не было тогда. А ощущение - было.
Мне было очень мало лет, я была глупой девочкой.
Я спорила с сестрой до посинения насчет образа Фроло, а она смотрела очень спокойно и не старалась ничего доказать – она всегда была умнее и мудрее меня.
Теперь мое отношение к этому герою совсем иное.
Мне его жалко. Мне его безумно жалко. Стоит ли удивляться?..
Он страдал там больше всех. Просто когда ты изначально жил с камнем на душе, с огромным камнем типа уродства – ты уже привык нести его, ты не ждешь от других жалости и понимания. Квазимодо же разговаривал только со статуями, которые одни слушали и понимали его. Он и не думал, что она его полюбит.
А Фроло… Тут совсем другое. Представьте себе – сильный, блестяще образованный, умный, могущественный и властный человек, у которого даже врачи учились медицине, а ученые – тонкостям своей науки – и вдруг такой поворот… Он ведь изначально не был злодеем, он ВСЮ жизнь был правильным, чистым, уважаемым, добропорядочным и очень серьезным человеком. Пока не встретил ее, ага. И самое страшное, что ему некого и обвинить-то. Ни природу, ни людей, ни Господа Бога. Нет у него ни уродства, ни увечий, ни глухоты, ни глупости – всем наделила его судьба. И по всему выходит, что в свой тупик загнал себя он сам. Он перерос всех по уму и интеллекту, но это не сделало его… неуязвимым?
Он, как и все они, не смог справиться со своим страстями. Представляете, какой это ужас для человека? Каково было ему, дворянину, священнику, ученому – полюбить низкородную цыганку, грешную девку, ведьму, воровку? Полюбить, признаться в этом ей, признаться в этом себе, что страшнее – и получить отказ?
У меня сердце кровью обливается…
Он, кто так быстро взлетал по карьерной лестнице, кто так рано повзрослел, кто заботился и о брате, и о Квазимодо, кто демонстрировал все мыслимые и немыслимые дарования от ума до сострадания – и вдруг отвергнут бездомной оборванкой?
По сути, он ни в чем не виноват… «Я был счастливей всех, пока не знал любви». И это правда. Он просто поставил себе слишком высокую планку. Ну не могут научные книги заглушить в человеке человека. И вот «проснулся спящий вулкан». Он были сильным человеком… Он не смог противостоять или не захотел? Не знаю… Дорога возникает под шагами идущего. «Обними меня, причини мне любую боль – но только позволь мне быть с тобой». Мне вот лично этот герой как-то близок. Никому не пожелаешь так мучиться.
Что касается собственно Звонаря.
Quasimodo у католиков – первое воскресенье после пасхи, Фомино воскресенье, quasimodo означает по-латыни «как будто бы», «почти». Действительно, Квазимодо, одноглазый, горбатый, кривоногий, был лишь «почти» человеком. Но он таким был с самого начала. Сама его душа, если б ее вдруг осветили лучом фонаря, застыла бы в какой-нибудь жалкой позе, скрюченная, захиревшая и неподвижная, «подобно тем узникам венецианских тюрем, которые доживали до старости, согнувшись в три погибели в узких и коротких каменных ящиках». С первых дней сознательной жизни он почувствовал, а затем и ясно осознал, себя существом отверженным, затравленным, заклейменным.
Человеческая речь была для него либо издевкой, либо проклятием. Подрастая, он встречал вокруг себя лишь ненависть и заразился ею. Преследуемый всеобщим озлоблением, он, наконец, поднял оружие, которым был ранен. Лишь с крайней неохотой обращал он свой взор на людей. Ему вполне достаточно было собора, населенного мраморными статуями королей, святых, епископов, которые, по крайней мере, не смеялись ему в лицо и смотрели на него спокойным и благожелательным взором. Статуи чудовищ и демонов тоже не питали к нему ненависти - он был слишком похож на них. Насмешка их относилась скорее к прочим людям. Он не представлял себе иных цветущих живых изгородей, кроме никогда не блекнущих витражей; иной прохлады, кроме тени каменной, отягощенной птицами листвы, распускающейся в кущах саксонских капителей; иных гор, кроме исполинских башен собора; иного океана, кроме Парижа, который бурлил у их подножия.
Он был частью здания, его, если хотите, душой.
Пусть дикой, но прекрасной.
Знаете, все эти страшилища с прекрасной и чистой душой...
Это миф, совершенно нереальный миф. Ну неоткуда ей взяться в таком теле, нечему ее сформировать.
Я часто задаю себе вопрос - а полюбил бы он Эсмеральду, если бы она была уродиной? Ведь любили ее они все трое в основном за красоту... И влюбились, первые увидев, как она танцевала на площади. А что, если бы она была не гибкой феей, а тоже кем-то типа Горгульи?..
06.11.2012 в 11:06
горгулии Нотер- Дама тоже прекрасны, никогда их не забуду, я влюбилась в это место. когда была в Париже.
06.11.2012 в 11:10
06.11.2012 в 11:38
Вот да, тоже сомневалась, что Квазимодо мог бы вырасти доброй сострадательной няшечкой, но не столько потому, что он урод, и типа в уродливом теле - уродливый дух
и только Лена Миро по умолчанию духовно прекрасна
))) , сколько потому, что он рос в такой среде, что ой. Некому там было воспитать духовно чистую няшу и нечему.А Фролло еще не самое неуподобище в тексте, дооо. Самое неуподобище там Феб - почему-то во всех вариациях типа мюзиклов и кино его любят несколько, мнэ, облагородить и окаваить. В частности, прописывать ему great epic love к Эсмеральде. В книге-то там заурядное "ябывдул"...
06.11.2012 в 17:19
А Горгульи мне тоже нравятся, но я своему вкусу не особо доверяю. Я вообще люблю все неестественное.
air_aka_ss, эммм... *удивлена, что такой вывод можно было сделать в детстве*. Вы небанальны. У меня все было с точностью до наоборот. ПОЧЕМУ??? Он поставил человека перед выбором: либо ночь с ним, либо виселица, и при этом няша?..
06.11.2012 в 17:21
Некому там было воспитать духовно чистую няшу и нечему.
Хм... ну Фроло в какой-то мере мог воспитать... Все же он был хорошим. До всего этого.
06.11.2012 в 17:29
06.11.2012 в 17:51
С НДДП в плеере я прошла через
огонь, воду и медные трубы.радостные и грустные дни, тучу городов и ужасное количество лет. И до сих пор не надоело. Вечная история, вечная музыка.06.11.2012 в 17:59
Чтож ты, Катя, мечтаешь про Париж, а сама ездишь в Турцию?
06.11.2012 в 19:32
мы маньячили по нему в универе всей группой её девичей составляющей ещё 12 что ли лет назад... Кассета тогда ещё были в ходу видеокассеты
06.11.2012 в 20:02
Хотя, на самом деле я просто хочу чтоб ты приехала в Россию, чтобы пообщаться с тобой лично.
Three of Cups, вот такой я противоречивый человек.
Nixrheina, ага, еще как шествует, и такой ажиотаж, что они дополнительные "сеансы" ставили по просьбам зрителей, мы вот ходили в два часа дня в воскресенье, а изначально этого времени не предполагалось.
06.11.2012 в 20:54
А противны они именно тем, что поставили страсть выше себя. Помнишь припев, я душу дьяволу продам за ночь с тобой.
Так вот - это слова наркомана (в широком смысле этого слова). Ибо обмен слишком неравноценен. Ночь кончается - это лишь миг опьянения, а ад вечен.
А жалеть наркомана... Не могу
06.11.2012 в 21:45
07.11.2012 в 10:26
И кстати, поют по-английски
URL комментария
LAW, ой, а что это они вдруг по-английски решили петь?
07.11.2012 в 10:43
07.11.2012 в 21:12
И кстати, поют по-английски
+1 к Nixrheina,
Мне французская версия ближе к сердцу, но на оригинальный состав я готова смотреть в любом виде и на любом языке, потому что это любовь
И к твоему посту: согласна с тем, что Фроло - самый глубокий, самый сложный образ. Феб просто бабник, у Квазимодо наверняка психическое расстройство (о которых модно теперь говорить) - а Фроло попал под "колёса любви". Не хотел её (любви, в смысле), не знал, что с ней делать...
11.11.2012 в 13:06
Susanin, вообще-то Гюго не случайно создал персонажей такими яркими до крайности. Ему они ближе, чем серая жизнь, которая нас окружает. У него персонажи, в которых все внутри клокочет, душа или парит, или разлагается. Если страсть, то запредельная. Хотя есть например в противопоставление два персонажа - Гренгуар и Феб, которые не способны на поступки. Похожи они на героев сегодняшнего дня. Первый - безнадежный поэт, зацикленный на себе. Второй - безнадежный солдафон, который ищет молоденькие жертвы, чтобы предаться удовольствиям. Скучные и пошлые типы.
Горгульи:
11.11.2012 в 14:40
А это не важно, случайно или нет. Гюго описал классические аддиктивные личности. Все
У него персонажи, в которых все внутри клокочет, душа или парит, или разлагается.
Сиречь невротики. Не оно конечно ярко, но не здорово
13.11.2012 в 21:42
А я до сих пор не могу отпустить образ Фроло. Я его переписываю вновь и вновь в ролках. Правда, неосознанно)
13.11.2012 в 22:54
18.11.2012 в 20:37
18.11.2012 в 21:30
19.11.2012 в 22:52
Реально?) Тогда, пожалуй, у меня есть повод посетить этот город)))
20.03.2013 в 11:41
Некому там было воспитать духовно чистую няшу и нечему.
Как так? Его Фролло растил, и растил хорошо. Он привил ему понятия и благодарности, и благородства. Он не был добрым к окружающим, потому что не видел от них ничего, кроме дерьма, а к Эсмеральде привязался не только из-за ее красоты, а сколько из-за того, что она пожалела его и подала ему воды - переклинило его на ней именно после этого момента, и в книге это подчеркивалось неожнократно.
Он поставил человека перед выбором: либо ночь с ним, либо виселица, и при этом няша?..
Ну... если честно, образ Фролло для меня был наиболее отталкивающим, даже хуже, чем Феб. В его страсти я не вижу любви - вижу оголтелый эгоизм и ХАЧУ!!!! А МНЕ ОТКАЗАЛИ! ДА КАК ОНА ПОСМЕЛА!!! Когда любишь, то неважно, спит с тобой человек или нет - тебе главное, чтобы у любимого все было хорошо, и Эмеральда, несмотря на свою глупость, это показала. А любящий Фролло, по итогу, увидев, что Феб жив, пришел к блестящему выводу - не доставайся же ты никому. Любовь у этого человека превратилась в какое-то мерзкое, извращенное, похотливое стремление к обладанию и точка.
помнишь тот ее монолог - "я буду твоей игрушкой, твоей рабой, а потом, когда состарюсь - твоей служанкой"... У меня тааакой вынос мозга был... НУ КАК ТАК МОЖНО???
Это влюбленность маленькой глупой девочки. Все мы, когда втюхивались в юности, так говорили.
Вот не верю я в такую непорочность Эсмеральды, хоть режьте. За что я в свое время любила Голон с их "Анжеликой" - они классно описали тогдашний Париж, Двор Чудес, описали их нравы, привычки, быт... Девочка, которая с года таскалась с цыганами по нескольким странам, вела бродяжническую жизнь, неизбежно потеряла бы невинность, и уж точно не была бы такой маргариткой, не знающей жизни, как ее описал Гюго - дети Двора Чудес видели такую грязь и мерзость каждый день, что это просто нереально. Для нее половой акт был бы самым привычным зрелищем, а ее в сцене с Фебом описали, что она чуть не небесное создание, пукающее бабочками... Даже при условии всеобщей любви со стороны обитателей парижского "дна" все радости их жизни никак бы ее не миновали. Такой могла бы быть единственная и обожаемая наследница состояния, воспитанная любящей матерью, кучей нянек, во дворце, которая из него носа не высовывала... но никак ни цыганка, живущая на улице с детства. Самая вероятная для нее судьба, при учете ее способа заработка - ее бы заметил какой-нибудь вельможа, и тупо купил бы у ее же сообщников. Любовь любовью, но деньги на таких людей бы подействовали. Тогда в Париже было нормой жизни покупать красивых детей, многие этим даже промышляли - кто-то воровал товар, кто-то рожал детей на продажу... Далее ее участь была бы незавидной, но как факт...
... Что еще покоробило в Эсмеральде - ее непроходимая глупость. Такой тупой бабы свет еще не видывал... Что особенно печально в сочетании с прочими дарованиями. Она, по сути, сама себя погубила - это ж надо было заорать, когда стража уже почти ушла. С другой стороны - жалко ее... Бедная девка, на которую дрочат все подряд, задолбавшаяся разбираться с чужими "любовями" - так и с ума сойти недолго...
Кстати, мое мнение основано только на КНИГЕ.