Одно предательство – отнюдь не цена за мир
Лора Бочарова
Логика - замечательная штука. Но против человеческого мышления она бессильна
Автор неизвестен
В кино описан деспотичный мир будущего (а каким же ему быть после либералов?). Тоталитарное государство Панем ежегодно устраивает показательные игры на выживание, за которыми в прямом эфире следит весь мир. Отбор производят на так называемой церемонии Жатвы, куда все идут как на казнь. Жребий участвовать в Играх выпадает юной Китнисс, решившейся пойти туда вместо сестры, и тайно влюбленному в нее Питу. Они знакомы с детства, но теперь должны стать врагами - ведь по установленному закону "Голодных игр" победить может только один из 24 участников. Судьям неважно, кто выиграет, главное — зрелище. И на этот раз зрелище будет незабываемым.
Очень впечатлило это кино. Простите все, кто хотел рецензию – ее не будет. Просто решился для меня один вопрос, давно меня занимавший… А именно – вопрос с «Эквилибриумом», и я не могу это как-то не оформить.
ДалееВообще, мне тут видится прямая параллель. Я понимаю, что скорее всего только мне, но… Это ж ясно как божий день.
«Эквилибриум» сам по себе представляет, на мой взгляд, одно из самых больших человеческих искушений в искусстве. Некоторые его так и называют – Мой Идеальный Мир. Есть даже люди, во время переписи в графе «Национальность» написавшие «Либрианец», ну как иные писали «Эльф» или «Орк».
Ноги у этого растут из весьма банального человеческого желания придумать свой сценарий «судеб мира».
Наверно, каждый человек рано или поздно ставил перед собой этот проклятый вопрос – а как бы так сделать, чтобы всем людям было хорошо и они не страдали, как оградить этот мир от грязи, или, хотя бы как сделать так, чтобы «этого всего» было минимально, ну вот ровно столько, без сколького не обойтись вообще?..
То, что нынче у нас не «ровно столько», а в разы больше - отчего-то всем очевидно, информация сия чуть ли не вшита в БИОС, в этом никому и в голову не приходится сомневаться, но… Так, ладно, не будем, продолжать сию мысль не в моих полномочиях.
Короче, мысль среднестатистического интеллигента-идеалиста студенческого возраста обычно очень быстро докручивается до «одно предательство – и долгий покой для всех, одно предательство – осознанный нами шаг» и все в таком роде. Ну, короче, Вы понимаете ведь, правда? 
Вспомните этот «идеальный мир», так подробно описанный в «Эквилибриуме». Множество людей живут себе спокойной, тихой и размеренной жизнью. Они не завидуют, не злятся, не страдают. Они продуктивно работают, рожают детей, общаются… Живут, в общем. Ну да, живут без эмоций.
И что?
Просто… ценность сего субстрата, по сути, условна.
Особенно если ее сравнивать с ценностью жизни.
Понимаете?..
А для некоторых людей ее и вообще нет – они, простите, делом заняты.
Как там было у Цветаевой? «Умирая, не скажу: была./И не жаль, и не ищу виновных./Есть на свете поважней дела/Страстных бурь и подвигов любовных».
Короче, в «идеальном мире» «Эквилибриума» граждане живут без негатива, без разрушений, бурь и всяческой деструкции, которые, кстати, надо признать, перекрывают собой позитивное при прочих равных.
Ибо работа на деструкцию всегда эффективнее работы на конструкцию. И это аксиома.
Строить дом могут сотни человек много-много лет. А кто-то один с нитроглицерином взорвет его в считанные минуты. Итак, если сравнивать… Если хорошенько вот сесть и подумать, с холодной головой - ценность эмоций в сопоставлении с ценностью логики кажется все более и более условной.
Ну да, не спорю, при этом «положении вещей» в идеальном мире «Эквилибриума» есть и несогласные – куда ж без них.
Где-то в катакомбах, за городом, где-то в зданиях с разбитыми окнами орудует горстка повстанцев, которую периодически «зачищают», но она как Феникс возрождается каждый раз вновь, подпитываемая свежей кровью. Свежей кровью тех, кого «не успевшие быть зачищенными» подсадили на эмоции как на наркотик. Простите, но иначе не скажешь.
Их истребляют очень жестоко, но быстро. Они не мучаются. И потом… Тут надо мыслить не в масштабах «трагедии маленького человека», а в масштабах государства. Быстрая и безболезненная гибель горстки мятежников, предателей режима и идеологии, врагов – на фоне тотального отсутствия войны как явления вообще. Не меньшее ли зло?
Оно ж сами растождествили себя с системой, лишили себя социальных прав…
Было ли в реальной истории с ее Хатынью что-то более… гуманное?
И так и хочется подписаться под идеальностью мира, да… Но что-то все равно колет и не дает это сделать. Что? Да простая мысль – если мой Бог не пожелал считать зло слишком большой платой за свободу воли, то кто мы, собственно, такие, чтобы… Ну, Вы поняли.
И вот тут начинается самый кошмар.
Мир «Эквилибриума» хочется как-то… немножко так переделать, чтобы и рыбку съесть, и в воду не лезть. Оставить порядок, но включить в него как-нибудь такие важные, такие все же нужные чувства… На самом деле, эта история имеет кучу альтернативных продолжений. Кем станет сам Престон? Новым тираном или кем-то, кто поведет мир к той самой Четвертой?
И хочется как-то все так поменять, чтобы... и эмоции были, и дисциплина. Что мы и видим в «Голодных играх».
Сама одежда этих людей кричит об эмоциях – такой контраст с нарядами «населения Дистриктов». Роскошь их костюмов и жилищ на контрасте с аскетичными лесами выходцев из Дистриктов словно специально направлена на .. дополнительное издевательство.
Мир Голодных игр – это как раз тот самый реконструированный «Эквилибриум», в который пришли эмоции, но от этого он стал еще… еще кошмарнее.
И если в мире Эквилибриума нормальный человек хоть как-то может жить, пусть и служа системе – то в мире Игр он рано или поздно ломается. Они ж сломались там в конце. Оба. И она даже больше чем он. Приняли их правила, с которыми так долго бились, стали лгать про неземную любовь, которой не было.
«Природа убивает не хуже ножа» - мне кажется, это больше о человеческой природе. О тех самых эмоциях, которые они были не просто способны – а должны проявлять.
…Как ни крути – а в «Эквилибриуме» все же не сломанные люди. Они… ополовиненные, даже ущербные – но не сломанные. Да и как – процесса-то собственно не было. Они с детства этот Прозиум колют. А в «Играх» - именно… сломанные. Вот такова цена человеческого желания «сделать всем хорошо» ничем при этом не жертвуя, ничем, включая эмоции. Вот примерно это мог бы сделать Престон с Либрией.
В общем, вывод, который лично я из всего этого сделала - тот мир, который существует ныне, вот здесь и сейчас - это лучший вариант из всех возможных. И не надо жаловаться.

@музыка:
Мельница – Контрабанда мечты ..♥..
@настроение:
@темы:
Рецензии (фильмы)
03.06.2012 в 00:12
03.06.2012 в 00:32
Ибо эмоции - это то что побуждает человека развиваться. Это и банальный интерес и тревога, и даже страх и агрессия (сколько всего было придумано из-за страха, ВПК - это вообще один из двигателей развития человечества).
А если так хочется посмотреть на людей у которых выморожены эмоции, то пообщайся с детьми аутистами. Причем с серьезным таким аутистом, у которого контакт с миром нарушен напрочь. Там интеллект низкий не из-за органики, а из-за того что у человек нет эмоционального ресурса для его развития
03.06.2012 в 20:52
а вот с этим я не согласен
Вы Козлова читали? Его "Солнечный дом" кажется мне вполне реальным...
Вопрос только в том - как так взяться за его осуществление и в каком таком месте построить...