Желание влюбиться - это еще не любовь. Но вот страх влюбиться - это уже любовь
Этьен Рэй
- Господь милосерден, Мэгги. Видишь, Он пощадил эту розу.
Послал на землю дождь.
- Ральф. А кто послал огонь?
Цитата из фильма «Поющие в терновнике»
Мне очень нравится первая цитата, вынесенная в эпиграф.
Читаю сейчас книжку «Поющие в терновнике» австралийской писательницы Колин Маккаллоу и понимаю, насколько правдива эта фраза. Мэгги Клири влюбилась в Ральфа намного, намноооого раньше, чем осознала это. И, как ни удивительно, он тоже. Именно поэтому называл ее все время "Моя Мэгги", "Моя малышка", поэтому не восторгался платьем цвета пыльной розы на балу... Банально не хотел видеть в ней женщину, а не ребенка. И Мэри Карсон начала ненавидеть Мэгги намного раньше, чем осознала причину своей ненависти. Кстати, ad notam… Если Вы думаете о человеке что-то вроде «Мне ни в коем случае нельзя в него влюбляться, у нас нет будущего, это принесет только боль, надо бежать от него как можно дальше и…» - поздравляю. Вы уже.

Ранее я краем уха слышала про эту книгу, ее читали мои мама и бабушка, но эти обрывочные сведения вызывали дикий негатив – как же так, история о любви священника и юной девушки, кошмар! Я никогда не понимала таких историй, хотя современный Инет изобилует рассказами про белых Ангелов, отказавшихся от своих крыльев и бессмертия ради какой-нибудь симпатичной семнадцатилетней мордашки, танцующей под дождем. Мне это, честно признаться, всегда казалось нелепым... Как в моей Воскресной школе говорили, «променять любовь к Богу на любовь к женщине для Ангела то же самое, что для обычного человека променять любовь к женщине на любовь к гамбургерам».
Много моих несвязных мыслей по поводу книгиВ общем, не понимала я таких историй, они казались не трогательными, а просто нереальными, надуманными автором (скорее всего, автором женского полу
), у которого кроме амура в жизни нет никакого интереса и цели.
Но эта книга… Она настолько тонко, настолько душевно написана, что мне даже нечего возразить. Единственное – автора можно упрекнуть в Толстовстве.
Ситуация с Ральфом и Мэгги очень похожа на историю про отца Алексея, отрубившего себе палец топором чтобы не поддаться чарам женщины. А когда он все же поддался – думал точно так же, как и Ральф. Мол, невозможно ничто иное и др. На самом же деле… Для монаха падение есть прежде всего великое горе. Но не «иное осмысление жизни».
Книга понравилась мне безумно. Своим слогом, драматизмом, идеей. Идея, мне кажется, в том, как чувство, отношение к другому преображает человека, делает его из обычного – необычным. Из слабого – сильным. Из тусклого – ярким. Сейчас же как принято – «ярчить» постоянно упиваясь собственной индивидуальностью. «Я - пятнадцатилетний анимешник, фикрайтер, крашу волосы в зеленый цвет, гомофобам просьба лесом!» Вот не хочется быть злой и циничной, но так и вспоминается демотиватор: «Хочешь выделиться – защити докторскую!»
В общем, многие человеки сейчас из кожи вон лезут, чтобы показать, какие они яркие и «незашоренные» (мне так кажется). И в любимом человеке тоже принято видеть какую-то яркость и одаренность. Никто сегодня не скажет: «Да, он простой парень, но я ж его люблю!» Нет, всем нужны парни и девушки далеко не простые…
А здесь все наоборот. Ну да, Ральф человек очень сложный, но Мэгги… Мэгги – самая обычная. Самая обычная! И в этом вся прелесть книжки. Она в меру трудолюбива, в меру добра и в меру эгоистична. У нее всего одно бальное платье. У нее нет притаившегося в голове безумия, как у Николь в романе Фицджеральда «Ночь нежна», нет тайны, как у Катрины из «Дневников вампира». Она простая, как сама земля, на которой стоит их Дрогида, она не из тех людей, что Улицкая сравнивает с «белым и ломким слоеным тестом». В ней нет идейных размышлений Фрэнка о богатстве и бедности, в ней нет жестокого аристократизма Фионы. Она почти как среднестатистический житель Земли – двадцативосьмилетний китаец, у которого есть мобильный телефон. Ребенком она просто хочет тепла, любви матери, братьев, став женщиной – начинает хотеть семью, свой дом и ребенка. Она как в стихе Веры Павловой «Автопортрет в профиль»: та, которая просыпается слева от тебя. «Каждый мой вдох – твой выдох», и все такое.
Ральф сам говорит ей, что она обыкновенная и необыкновенная одновременно. И любит всю жизнь именно ее. Ее, а не «женщин вообще».
Именно это чувство делает ее особенной. Она несет свое отношение к Ральфу как тяжелую ношу, постоянно пытаясь перехватить поудобнее. И Люк тут выступает просто в роли тележки для чемодана. Чувство ее, вполне обычное, как и она сама, становится чем-то невообразимым. Наши чувства всегда проистекают из нашей личности, они логичны, отношение к нам других – тоже логично, но вот чтобы так сошлись звезды, чтобы такой была судьба…
Мэгги похожа на птицу с картин Рене Магритта – носящая в себе очертания облаков, она словно сама и есть небо. Поющая в терновнике. Носящая свет в себе. Обычная девушка, она просто умеет любить, и все, и ничего кроме. Но это качество словно свет, горит в ней. Сам же Ральф сложнее, но не намного, как это кажется вначале. Его сложность – не сложность Че Гевары и прочих идейных людей. Его сложность обуславливается тем, что помимо разъедающего душу честолюбия в нем нет прочих пороков, идущих с ним рука об руку. Он заботлив, добр ко всем, до трясучки работоспособен, до вонзенных в ладони ногтей тактичен, деликатен и предупредителен. Все, кто видят его, не могут сказать ничего иного кроме «Какой великолепный человек!» Все, кроме Мэген Клири.
Однако… Его потаенные душевные качества, составляющие ядро его натуры, далеки от качеств Дейна, его «идеальной копии». Это обычные амбиции человека, считающего что он «чего-то достоин». Ну кто из нас не думает так? Кто из нас считает, что он хоть чего-то не заслуживает?.. Есть ли такие?.. Причем это не зависит ни от ума, ни от образования, ни даже от характера… Ехали мы как-то с аспирантами на НТТМ, стояли в пробке в Москве, а один парень, глядя в окно нашей видавшей виды Газельки на чью-то шикарную тачку, сокрушался: «Ну почему у него есть такая машина, а у меня нет, я что глупее его?..»
И так всегда.
И Ральф просто «хотел быть Кардиналом Де Брикассаром», как кто-то из нас хочет быть либо начальником отдела, либо женой олигарха и др.
Мы все полагаем, что заслуживаем того, что хотим. Он получил то, что хотел, но понял истинную природу своих желаний. Она не получила желаемого – и лишь в конце жизни смогла смириться с этим.
Мне кажется, из всех героев книги по-настоящему Ральфа знала и понимала только влюбленная в него Мэри Карсон. Только она своим завещанием смогла так ему отомстить за отвержение, за тот отказ в поцелуе, что он и за жизнь не расплатился… Мэгги же… Она всегда надеялась. Всю свою жизнь верила, что вот однажды он откроет дверь и скажет: «Я понял, мне нужна лишь ты одна». И останется с ней. Ибо не может человек жить, не надеясь, хоть на капельку, хоть на песчинку, какими был усыпал пляж острова Матлок…
Нельзя однозначно сказать, кому из этих двоих было труднее, кому было больнее, страшнее и тяжелее жить.
Чей шип был острей.
Оn the one hand, Мэгги было проще – она хотя бы всегда знала, чего хочет, а это знание очень выручает в жизни. Хоть несколько счастливых мгновений у нее было. И именно кардинал Де Брикассар, а не она, рыдал от горя, хватаясь руками за кладбищенскую оградку. Именно его сердце не выдержало первым. Не ее.
С другой же стороны, распоряжался их жизнями он. У него был выбор. А для таких людей, волевых и сильных, всегда проще, когда выбор в твоих руках. И жизнь отняла все у нее, у Мэгги, а совсем не у Ральфа. Он получил свою красную мантию, о которой мечтал. Что же получила она?.. Сын погиб, с дочкой нет понимания, жизнь прожита в мечтах о человеке, недостижимом как Луна. Один лишь плюс – она не жалеет ни о чем. Как та птица из легенды, что не ведает о ждущем впереди шипе.
Люди сейчас не любят «любовь с гарантией». Они живут моментом, бескорыстно оставляя себе только память о моменте. Но вот Мэгги жила моментом, ни о чем не жалела, стремилась взять у жизни что возможно, а там – жить воспоминаниями, нанизывала себя на шип, как птица из терновника… И что в итоге? Что она получила? Право осознавать, как их любимая земля достанется чужим людям? Отсутствие будущего для Дрогиды? У Правлославных, кстати, есть мнение про Бога и три поколения... Мнение о том, что совершающий грех блуда человек грешит не только против себя самого. Но и против своего рода.
Но и жизнь по плану, если план жесток – ужасна. Ральф воплотил все, о чем мечтал, и что в итоге? Никто не протянул ему руки, когда он рыдал. В минуту, когда он узнает о том, что Дейн его сын – он протягивает руку не к алтарю, а к Мэгги…
И каким бы замечательным ни был человек – если у него есть амбиции, он слишком слаб, чтобы услышать утешение Бога. Поэтому он нуждается в утешении другого человека. И не любого другого, а разделяющего. Всегда.

Если кто-то читал книгу или смотрел фильм - поделитесь своими мыслями, пожалуйста. Мне ОЧЕНЬ интересно, что об этом думают другие люди.
@музыка:
Nero - Promises
22.07.2011 в 01:57
22.07.2011 в 12:12
И то и другое - очень давно. Лет в 10-12) Он точно шёл летом, и мы с бабушкой вместо того, чтобы идти на дачу смотрели его по телевизору)
Кардинал казался излишне сентиментальным. Помню мне хотелось написать письмо режиссёру, что если бы убрать все его рыдания и метания, то получилось бы красиво. Как человек, который знает чего хочет, идёт к своей цели и добивается её. Как Цезарь.
А главная героиня казалась мне обычной дурочкой. Потом ещё - злой дурочкой. То, что она не любит свою дочь меня коробило и выворачивало. Поэтому я вроде бы даже на тот момент порадовалась, что умер её любимчик. Я почему-то посчитала "так ей и надо".
Общее впечатление... как от любовного романа за 50 р..
Но, с учётом, что с романами за 50 р. у меня как-то туго в семье., то как от мыльных сериалов, которые вечно смотрели мои мама с бабушкой. Собственно, им этот фильм как раз нравился.
Они вместе сидели и всплёскивали руками: "Ах, да он же её любит, и она его любит, но им нельзя быть вместе!!!"
Если кто-то читал книгу или смотрел фильм - поделитесь своими мыслями, пожалуйста
Я написала только поэтому. Так что не ругайся и/или не расстаивайся.
Потому что это впечатления 10-й меня)
22.07.2011 в 20:32
Что ж, отрицательное мнение - тоже мнение, и ничем не хуже любого другого.
Признаюсь, подобная оценка для меня неожиданна, я как-то очень долго грузилась мыслями по поводу этой книжки прежде чем написать сей пост... Мне показалось, она не столько про любовь, сколько про другие вещи - долг, амбиции, счастье...
22.07.2011 в 21:47
фильм (с моей т.з) менее удачен..=), чем книга.
Мне Мэгги видилась другой немного..=)
да и Ральф в романе моложе значительно.
хотя именно сериал меня сподвиг на прочтение и заинтересовал книгой.
22.07.2011 в 22:01
Да, там ему было всего 28 лет на начало повествования вроде... Но мне понравилось, как Чемберлен сыграл, хорошо вышло. Староват, но там же во времени растянуто, прошло три года, прошло 19 лет и т.д.... Они видимо в возрасте взяли, чтоб одного актера снимать, а не пяток разных )
А какой Вам виделась Мэгги?..
22.07.2011 в 22:06
давай на ты...=) мне так даже удобнее..=)
о Мэгги чуть позже.
ладно..=)
27.07.2011 в 21:23