Легче простить врага, чем друга
Уильям Блейк
Нет обиды, которой мы не простили бы, отомстив за нее
Люк Вовенарг
Берегись человека, не ответившего на твой удар: он никогда не простит тебе и не позволит простить себя
Джордж Шоу
Сегодня в нашем мире есть одна христианская добродетель, еще более непопулярная, чем целомудрие.
«Прощение» называется. Как известно, Христианство людям предписывает прощать врагов и любить их. И это обязательное условие того, что
там тебя тоже простят.
Я не буду здесь и сейчас всех призывать прощать, ибо я сама человек, коему до совершенства как до Китая пешком, я не имею морального права к таким призывам, да и вообще, как сказал Отто Бисмарк, жизнь научила меня искать прощения еще больше, чем прощать.
Просто хочется отметить один феномен - как только разговор заходит на тему прощения с «неправославными» – так сразу словно попадаешь в клуб любителей Достоевского Федора Михайловича, или в клуб знатоков истории Белорусской Хатыни и т.д.
Далее- Вот! Вот Вы утверждаете, надо прощать врагов и любить их! А Вы хоть представляете себе, как может мать из «Братьев Карамазовых» простить чудовище, натравившее собак на ее ребенка? Приказавшее раздеть мальчика в лютый мороз и заставившее мать смотреть на то, как ее сына растерзали борзые собаки? Вы как себе представляете это вообще?!! Она обниматься должна с мучителем своего сына? И это ваш рай? Это ж дико, невозможно, это бред!
Или:
- А как бы Вы размышляли о прощении, если были бы заключенным в Освенциме? Можно ли с милосердием относиться к организаторам операции Winterzauber - «Зимнее волшебство»? А если бы Ваших близких сожгла заживо бригада «Дирлевангер» и десять охранных шуцманшафт-батальонов, сформированных из коллаборационистов – как бы Вы их прощали? Поцеловались бы троекратно с убийцами по христианскому обычаю и сказали бы: «Бог простит»?
А если бы Вы были советским военнопленным в Саласпилсе? А если бы работали на гранитных каменоломнях во Флоссенбюрге? И т.д.
Или:
- А если бы Ваш ребенок погиб во время теракта в Беслане – как бы Вы решали свою личную проблему отношений с террористами и прощения их? Как? Простили бы шахидок? Смогли бы, а? А ведь Ваша религия прямо и четко говорит о том, что… И т.д.
Вот примерно такое я слышу, когда речь заходит о прощении врагов в Христианстве.
Обычно речи сии подводят к такому выводу: раз обозначенное нами невозможно для Вас, и Вы сами этому ужасаетесь – следовательно, и философия христианская неверна, иллюзорна, идеалистична и абсолютно не жизненна и нежизнеспособна.
Но поразительно… Никто ведь не начинает математику изучать, пытаясь интегрировать сложные функции методом замены переменного. Сначала складывают, потом вычитают, потом умножают и делят… Так почему, если люди задумались о месте прощения в своей жизни, им не подумать для начала о том, к примеру, как простить мужа, опять не вынесшего ведро, или как простить жену, растратившую все деньги на семьдесят первый новый наряд, или постоянно лезущую в Вашу жизнь свекровь, или нашаливших детей, или вон того мужика, опять припарковавшего машину прямо перед Вашей, или нахамившую в троллейбусе кондукторшу, или вон ту вредную соседку со второго этажа?
Почему все эти случаи не встают у нас перед глазами во время диспута о прощении, почему там упорно маячит Достоевский с его замученным маленьким ребеночком и невозможностью простить мучителей?
При чем здесь Достоевский?
У него свои, знаете ли, бесы были.
Да мало ли примеров, когда мы можем говорить о прощении! Но нет, почему-то Освенцим и духовная проблема Ивана Карамазова ближе нашему уму, чем собственные проблемы.
Дело тут не в решении шахматной интеллектуально-идеалогической задачи «Как сделать так, чтобы иметь возможность простить монстра».
Я не знаю, как эта задача решается. Честно.
Дело в том, что думая о прощении, не надо сразу думать вот о таких случаях. Надо взять что-нибудь самое простое. На что Вы злитесь вот сегодня. Что это? Вас «кинула девушка»? Обругал босс? Навредничала коллега? Вспомните это и постарайтесь простить этого человека, а не решать задачу с кровавыми мальчиками. Вы все равно не решите ее, Вы зашвырнете ее в дальний угол, точно так же, как любой первоклассник, ну если он не Цукерберг, конечно, зашвырнет туда интеграл, сложную функцию и все переменные разом.
Видели оборудование спелеологов в "Санктуме"? Эти вещи кажутся такими смешными на зеленой лужайке, но они необходимы в горах и в пещерах. Те, кто стоят, всегда смеются над идущими и их приспособлениями. Но когда ты сам начинаешь взбираться на гору – ты понимаешь весь смысл и нужность спецоборудования. У людей, способных прощать даже предательство и врагов, есть специальные знания и опыт, как у спелеологов. И они могут простить. А пытаться сделать то, чего ты принципиально не можешь… Я не буду призывать к такому. Я сама не чувствую в себе ни желания, ни сил это делать. Я и бытовое-то предательство или обман переношу с трудом…
В качестве мотивации могу только привести цитату - как сказал Дюма-отец, «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом».
@музыка:
Europe, *The Final Cuntdown*
13.02.2011 в 19:01
13.02.2011 в 19:02
13.02.2011 в 19:33
Я примерно так же делаю... Ведь у нас тоже есть выбор - обижаться на того, кто обижает нас, или не обижаться. Если мы выбираем первое, кому мы делаем хуже? Чаще только себе...
А вообще, я тут прочитала такую вещь, что не надо слишком сильно зацикливаться на том, как ты относишься к людям, на своих симпатиях и антипатиях, не надо искусственно пытаться из себя выдавливать любовь и хорошее отношение к ним, если этого нет. Можно просто задать себе вопрос - а что бы я сделал, если бы этого человека чисто по-человечески любил? Ну и сделать именно так. Даже если этот человек тебе неприятен. И потом начнешь замечать, что относишься к нему лучше и лучше... То, как ты ведешь себя с людьми, в конечном итоге влияет на твое отношение к ним. Конечно, бывает и наоборот, но это менее надежный способ
Фашисты почему ведь так евреев сильно ненавидели? В том числе и потому, что были с ним жестоки... И чем более жестокими были - тем сильнее ненавидели. Порочный круг...
St.Ranger
Соглашусь.
13.02.2011 в 21:11
это точно
13.02.2011 в 23:32
Поэтому мужа за невынесенное ведро простить можно, а бригаду "Дирлевангер" простить нельзя.
В этом и состоит суть христианского прощения. Кто это не понял, тот не понял ничего; кто это понял - тот понял всё.
13.02.2011 в 23:41
14.02.2011 в 00:07
Но то что учится прощать, нужно с малого - это верно. Вообще нельзя научится всему, сразу и без усилий
15.02.2011 в 12:00
А при чём тут выбор? Когда получается простить - прощаешь, а когда задели слишком глубоко, тут уж выбирай не выбирай.
Никто на самом деле не хочет обижаться, потому что это мерзкое и тошнотворное чувство. Какому же опущенному приятно, что он опущенный? Но ничего поделать с этим чувством люди не могут, разве только вытеснить его в подсознание, чтобы оно гнило там всю оставшуюся жизнь.
15.02.2011 в 12:22
Ну и из бессознательного его можно удалить.
15.02.2011 в 12:36
Вы же не гарантируете, что психолог может 100% помочь любому мотивированному пациенту? (про немотивированных не говорю, с ними понятно)
15.02.2011 в 12:49
Тут многое зависит еще и от уровня психолога. В принципе, работа с конкретной (ситуативной) обидой, вполне может уложится в одну сессию (45 мин), и при минимальной подготовленности психолога, эта эффективность, действительно будет блика к 100%. А вот работа с корнями этой обиды (т.е. вычесывание того, что заставляет обижаться) Это действительно долгая и упорная работа и там эффективность будет действительно гораздо меньше 100%.
Но для этого нужна, во-первых, готовность хотя бы признать наличие проблемы (которая при вытеснении вообще как бы "не существует"). А во-вторых, нехилый объём работы уже постфактум. Для которого, кроме одного желания, требуется ещё и определённый уровень самопознания, адекватности, зрелости и всего такого прочего.
Золотые слова.
15.02.2011 в 12:57
Фигассе! то есть это считается проходная задача?
Т.е. получается, что если клиент годами разгребается с ситуацией, вызвавшей чувство обиды, то он явно что-то делает не так?
15.02.2011 в 13:19
Ну, мне в этом случае помогает простой фокус - сесть и попытаться себе все логически объяснить, как-то убедить себя, что в данном случае обижаться и расстраиваться глупо, наивно, и вообще не стоит, что я зря трачу свои нервы, которые не восстановятся. Правда помогает лишь для таких вот случаев, ну когда в автобусе обматерили, не более.
Susanin Только сейчас заметил Алекс К вернулся на диарею. Как это не странно, но я этому даже рад
А я-то как рада!
Тут многое зависит еще и от уровня психолога. В принципе, работа с конкретной (ситуативной) обидой, вполне может уложится в одну сессию (45 мин), и при минимальной подготовленности психолога, эта эффективность, действительно будет блика к 100%.
Ничего себе... Да у вас гарантии побольше чем у техники... А тут личность все-таки. И все же я в упор не понимаю, за что тебе платят эти самые 50 долларов в час. Точнее, не понимаю желающих...
15.02.2011 в 13:35
Правда помогает лишь для таких вот случаев, ну когда в автобусе обматерили, не более.
Ну из таких мелочей обычно и не делают проблему, они прощаются сами собой, когда выдыхается заряд негатива в адрес обматерившего.
И все же я в упор не понимаю, за что тебе платят эти самые 50 долларов в час. Точнее, не понимаю желающих...
Хотя вопрос не мне, но отвечу за "желающих": ты вот пишешь, что многих вещей сама не можешь простить. Но тем не менее призываешь к этому окружающих. Так вот, окружающие тоже не всесильны.
15.02.2011 в 16:20
простыня
15.02.2011 в 18:25
Если это конкретная, ситуативная обида, то она действительно проходная. Но зачастую в корнях этой обиды лежат проблемы с самооценкой, страхи потери отношений, проблемы с выражением агрессии. И вот тут уже нужна долгая и упорная работа.
Т.е. получается, что если клиент годами разгребается с ситуацией, вызвавшей чувство обиды, то он явно что-то делает не так?
Нет. Я же говорю. Сама ситуативная агрессия может быть разряжена довольно быстро.
А вот раскопать, корни которые ее вывали - это действительно задача на годы
LAW
Ничего себе... Да у вас гарантии побольше чем у техники...
Катенька дочитывай пост до конца. Ситуативную обиду (ну вот тот самый случай когда тебя обматерили в транспорте), действительно довольно легко разрядить.
А вот корни (из-за чего ты на этого матерщинника обиделась), проработать довольно сложно. И там эффективность гораздо ниже (по данным некоторых исследований длительная терапия эффективна от 40 до 60% случаев)
15.02.2011 в 19:38
А мне это мама сказала, в детстве... Очень верная фраза, я считаю.
Мы простили. Потому что каждый - и наши близкие, и террористы - делали свою работу, прекрасно осознавая все последствия.
Вот честно, не знаю, смогла бы я так рассудать или нет. В теории могла бы, конечно, но одно дело озвучивать и думать, а совсем другое согласиться с этим внутри, в сердце. Вы очень сильные люди, раз можете думать так...
Из-за таких примеров я и написала в этом посте, что не буду призывать к прощению... Нет, я могу поговорить с человеком, которому, скажем, изменила жена и как-то убедить его, что простить ему же будет лучше, легче и т.д. Но такое... Мне всегда казалось, что тут любые слова утешения со стороны для пережившего такое человека будут звучать скорее мучительно, нежели утешительно... Может это и не так.
Ну вот, после рассуждений я пришла к выводу, что эгоистам легче научиться прощать. Хотя это как-то не по-христиански получается, да?
Ну, в общем-то да. Как Льюис писал в своей книге, "Дьявол с радостью вылечит Вас от озноба, если взамен ему разрешится заразить Вас раком". Тут многое зависит от тех мотивов, которыми эгоист руководуствуется, решая не злиться больше на человека.
Эгоист, точнее даже эгоцентрик, может простить, (или не сердится) просто потому, что он ставит себя настолько выше тех, кого прощает, что их мнение о нем и их поступки по отношению к нему уже его не волнуют.
Многие люди ужасаются чужому тщеславию - мол, как ужасно, что NN постоянно напрашивается на комплименты, старается быть в центре всеобщего обожания, и чтобы фанаты его боготворили, и все на руках носили, не может забыть ни малейшей обиды такому замечательному ему и т.д. На самом же деле эта штука по имени "тщеславие", являющаяся лишь самой вершиной айсберга, в общем-то, наименее опасна и наиболее простительна. Это почти детский недостаток. Он лишь показывает, что других людей человек ценит достаточно, чтобы привлекать их внимание и считаться с их мнением. А гордыня - это когда других считаешь настолько ниже себя, что тебя уже не волнует, что они о тебе скажут, что подумают, как поступят в отношении тебя... Вот как-то так. Боюсь, если честно, рассуждать на такие темы.
Инженер Пустоты С позиции логики я, например, почти всегда понимаю мотивацию действий обидчика, но это понимание никак не отменяет того факта, что мне-таки больно.
А мне наоборот помогает... Может я просто по логике внушаема.
Ну из таких мелочей обычно и не делают проблему, они прощаются сами собой, когда выдыхается заряд негатива в адрес обматерившего.
Это да... Но я, если честно. могу неделю переживать из-за подобной мелочи. Самооценка просто под плинтус улетает... И дело не в том, что человек меня задевает, или критикует, или не согласен со мной и т.д. Он может быть хоть моим идейным врагом! Меня сама грубость коробит. Высказывай любые суждения, пожалуйста, я ж не возражаю, но культурно.
Так вот, окружающие тоже не всесильны. И вынуждены обращаться за помощью к людям, которые владеют определёнными навыками.
Я понимаю. Более того, считаю, некоторым люядм обязательно нужен психолог. У нас со Львом (который Сусанин) просто давний спор, ибо я считаю, что конкретно мне он не нужен.
15.02.2011 в 20:07
Катенька, понимаешь, я придерживаюсь мнения, что к психологу, нужно ходить как к стоматологу. То есть конечно можно к нему ходить, только когда начинают гнить зубы, а можно раз в полгода. Снять налет провести обследование и профилактику
15.02.2011 в 22:58
Только сейчас заметил Алекс К вернулся на диарею. Как это не странно, но я этому даже рад
LAW
А я-то как рада!
Не дождётесь.
15.02.2011 в 23:14
Все равно очень рада тебя видеть.
16.02.2011 в 00:03
Мне всегда казалось, что тут любые слова утешения со стороны для пережившего такое человека будут звучать скорее мучительно, нежели утешительно...
Слова утешения будут звучать не то чтобы мучительно... Скорее раздражительно, хотя и это тоже не совсем верное слово. Когда в душе в кучу боль, злость, тщетные попытки убедить себя, что всё неправда, осознание своей беспомощности, на этом фоне ещё и страх, а кто-то лезет с дурацкими фразами утешения... Этого кого-то хочется выбросить из окна. Не со зла, а как какой-то неуместный в данной ситуации предмет.
По большому счёту, неумение прощать, неумение принять свои и чужие ошибки - слабость или, скорее, малодушие. Закрывать глаза, конечно, тоже не стоит. Нужно, как мы вспомнили в самом начале - сделать вывод.
Тут многое зависит от тех мотивов, которыми эгоист руководуствуется, решая не злиться больше на человека.
Кстати о мотивах... Никого никогда не смущало такое сойство обид как бессмыслнность? Почему я прощаю людям их ошибки, а порой даже подлость? Потому что моя обида не изменит ровным счётом ничего, всё уже сделано. Кто-то, конечно, может сыграть жертву и извлечь из этого выгоду... Но не Мэг. В конечном счёте, с грузом предательства и подлости жить не мне, а тому кто это сделал. А я сделала вывод, и могу спокойно продолжать общаться с этим человеком дальше. Ну, по крайней мере обсудить последний футбольный матч - точно) Хотя вот этому человеку врядли прийдёт в голову, что я его простила. Скорее он будет мучаться, пытаясь понять, что же я замышляю, раз так старательно притворяюсь)
Хотя вот относительно любви к врагам... Чего нет, того нет. Я могу понять их, могу уважать, могу жалеть. Но любовь или очувствие... Нет.
16.02.2011 в 04:52
Ну не дождемся, значит не дождемся.
Все равно пришли добрые воспоминания
16.02.2011 в 11:32
Проще говоря... Подобного рода рассуждения не состоятельны теоретически потому, что обязательные условия опровергаются даже одним возражением. Кроме того, они практически бесполезны, так как христианство - это сложная этическая система, которую нет даже смысла изучать, если она не состоятельна в решение сложных задач. Простые задачи о прощении мужей по пустякам, можно и без него разрешать.
Собственно о прощении. Я думаю, что прощение - это довольно беспечная добродетель. Фактически, существует единственное и довольно простое необходимое условие для того, что успешно её достигать. Это всего-навсего пренебрежение прошлым. Крайне простая вещь, если учесть тот факт, что прошлого - на самом деле не существует. Оно есть только в воспоминаниях, которые ненадёжны сами по себе. Какая вообще разница - что было в прошлом? Прошлое - мертво, его не вернуть. Важно, что есть сейчас. Даже то, что будет в необозримом будущем - и то важнее того, что было в прошлом. Оно хотя бы будет существовать. Прощение - это очень лёгкая проблема. Достаточно лишь научиться забывать. А для этого не чего делать не нужно. Люди забывают всё само собой, если не стараются что-то специально запомнить. Задача о прощении тривиально сводиться к тому, что бы ни вспоминать о нанесённой обиде.
16.02.2011 в 11:34
Ну, я не считаю это таким уж ужасным. Это просто как броня, как защитный панцирь для человека чувствительного и неуравновешенного, который натерпелся немало обид от окружающих, и эти обиды его здорово ранили.
Это не смертный грех, это самая обычная защитная реакция организма - спрятаться, как улитка, в свою раковину, и плевать на всех и на все. Шли они лесом. Пусть пинают, тебе уже все равно...
И я никогда не понимала вот этого вот небезызвестного высказывания: "Бойся равнодушных". Считаю, лучше уж так - гордыня, равнодушие, полнейшее наплевательство- да как угодно назовите, чем психиатрическая лечебница или перерезанные вены.
16.02.2011 в 11:49
Ну, какие у Бога вообще могут быть враги? Он же достаточно добр, что бы простить и нациста, и террориста, и маньяка, если те покоятся и искупят свои грехи. Кроме того, он достаточно могущественен для того, что бы победить любого мыслимого и немыслимого врага. Разве нет? В этом понятии... враг Божий - нет совершенно никакого смысла.
«Ну вот, после рассуждений я пришла к выводу, что эгоистам легче научиться прощать.»
В этом есть своя логика. Эгоист - это тот, кто в первую очередь заинтересован в собственном благополучии. Обида - является крайне неэффективным способом достижения собственного счастья. Она бесполезна для эгоиста. Фактически, эгоисту нет никакого смысла обижаться на кого-либо, если у него нет возможности без проблем отомстить обидчику, потешив собственное самолюбие. Ну, или, то же самое – долго и методично издеваться над тем, кто его обидел, при условии, что ему конечно за это ничего не будет.
«И я никогда не понимала вот этого вот небезызвестного высказывания: "Бойся равнодушных".»
Как там говорилось? Когда к власти пришли фашисты и начили расстреливать коммунистов, я не растроился, я же не за них голосовал. Когда фашисты начали уничтожать социал-демократов, я только пожал плечами. Когда фашисты пришли за мной защитить меня было некому. В этом есть определённый смысл. Хе-хе.
16.02.2011 в 13:38
А вообще, я тут прочитала такую вещь, что не надо слишком сильно зацикливаться на том, как ты относишься к людям, на своих симпатиях и антипатиях, не надо искусственно пытаться из себя выдавливать любовь и хорошее отношение к ним, если этого нет. - странно, я тоже недавно это где-то читала...
16.02.2011 в 13:55
Задача о прощении тривиально сводиться к тому, что бы не вспоминать о нанесённой обиде
Шикарная фраза) 220%
Хотя, у религиии, в том числе христианской есть несколько задач, нескольких уровней. Вы правы, это как математика. Вот только христианство должно равняться не высшей математике, а просто математике. Кому-то достаточно этих начальных знаний арифметики, чтобы вести торговлю. Можно, гипотетически и без неё, так на пальцах знать, что коза это всё равно что курица и курица)
Но с арифметикой удобней)
В этом смысле, христианство - есть доктрина для воспитания. Можно было бы ввести любую другую) Но хоть какая-то доктрина должна быть)
Вы тоже пользуетесь доктриной, только она у вас называется "логика", "наука", а не "религия". Разницы нет. Дело только в том, какая была достаточно распространённой и принятой в конкретном обществе.
Я о чём? В нашем примере про обиду. Если человек не в состояни логически догадаться, что пользы от обиды нет, то религиодная доктрина с готовым ответом - это хорошо. Иногда человеку не нужно понимание. Достаточно установки. Если система работает такая система - пусть работает)
Это христианство "бытового уровня", как вы выразились)
Апроксимируем данный процесс для максимальной понятности)
Следующая ступень полезности - устойчивость централизованной государственной власти) Есть "царь-батюшка", есть "народ", который всё прощает, не ропщет и вообще преисполнен любви)
В этом же была в том числе цель христианизации Руси)
Польза - отсутвтвие войн и усобиц. При хорошем стечении - люди, которые не ропщут, работают и ведут государство к "светлому будущему". При плохом - не ропщут, но и не работают)
Собственно, христианство в этом смысле эквивалентно любой иной монотеистической религии. Или идеологии. Скажем, СССР вполне справлялось идеологией.
Мы приходим к той же пользе, что и в первой случае. К воспитательной функции религии)
Почему на этом этапе её никогда нельзя заменить вашей логикой? Потому что физически нельзя объяснить каждому, чтобы он принял, понял и согласился действовать правильно, сточки зрения системы. Из религий-идеологий выбирается правильная для данного места и времени)
Теперь о высшей математике.... Задачей любой религии является получение идеального существа. Заметим здесь одну важную вещь... в любой религии пороками признаются те вещи (как правило), которые тормозят развитие личности. Гордыня, алчность, зависть, гнев. лень, похоть и чревоугодие - семь смертных грехов христианства.
Теперь подумаем логически те люди, которые чего-то добились, каким из этих пороков они сильно грешили? Никаким. Им было не до мелочей, и они шли к своей цели.
Можно было бы и логически вычесть данные сдерживающие факторы, но... для этого нужно много времени. Много жизненного опыта, много граблей поперёк спины)
Да, если вычитать пороки без логики, то тоже никуда не придёшь. Но, если сделать это осмысленно, заня, зачем ты это делаешь, и что хочешь получить в итоге - результат получается быстрее и качественнее.
Можно, конечно, изобрести колесо и самому. Но, не лучше ли сразу добавить к колесу раму и двигатель внутреннего сгорания?)
христианство - это сложная этическая система, которую нет даже смысла изучать, если она не состоятельна в решение сложных задач. Простые задачи о прощении мужей по пустякам, можно и без него разрешать
Таким образом, система состоятельна, если уметь её применять)
Это один из способов решения. Разумеется. есть и другие)
16.02.2011 в 13:56
Кстати, не факт... Этика Христианства в какой-то мере есть этика эсхатологического поражения. Ведь мы не сектанты, у которых в конце мира в шоколаде только участники секты и т.д. То есть человек, который принципы эти принимает, он не на пикник идет... Он осознает, что ему от сего будет плохо, жутко, больно и т.д. Что он может столкнуться с ужасными противоречиями. Что он может сойти с ума от своих же мыслей... Ой, что-то я увлеклась.
Христианство - это та же высшая математика. Какой смысл в такой сложной, вещи, если её компетентность сводиться к бытовой этике?
Нет, что Вы, не сводится... Я просто к тому, что с этого надо начинать. С бытовой этики. А уже потом переходить к более сложным вопросам. Просто я пока сама не знаю, как к ним перейти.
Какая вообще разница - что было в прошлом? Прошлое - мертво, его не вернуть. Важно, что есть сейчас. Даже то, что будет в необозримом будущем - и то важнее того, что было в прошлом. Оно хотя бы будет существовать. Прощение - это очень лёгкая проблема. Достаточно лишь научиться забывать.
Очень оригинальное решение, кстати.
Marita~ И я никогда не понимала вот этого вот небезызвестного высказывания: "Бойся равнодушных". Считаю, лучше уж так - гордыня, равнодушие, полнейшее наплевательство- да как угодно назовите, чем психиатрическая лечебница или перерезанные вены.
Ну, такое я вообще как-то с трудом могу представить. Самоубийц не понимаю, честно. Даже Ставрогина, хотя он вроде как самый благородный из них...
А что касается закрытия от мира - да, ты права, может такое быть. Но здесь человек просто боится других, а не превозносит себя над ними...
16.02.2011 в 14:03
Ну, какие у Бога вообще могут быть враги?
В этом понятии... враг Божий - нет совершенно никакого смысла.
Есть) Но я согласна, это не террористы и не маньяки. Это софисты) В нашем случае, люди, которые создают внешне логичную и правильную систему, которая не ведёт к совершенстованию человека.
Не даёт реализовать 3-ю в моём рассуждени функцию христианства.
Скажем, есть некий идеолог, создавший систему в которой царит порядок на уровне семьи и государства. Но эта идеология, скажем, предусматривает создание светлого будущего посредством нажатия кнопки самоуничтожения, тем или иным способом)
16.02.2011 в 14:09
А другим иногда довольно сложно углядеть эту разницу.