Человек, победивший
других великих, человек,
победивший себя – могуч.
В.В. Шахиджанян
других великих, человек,
победивший себя – могуч.
В.В. Шахиджанян
Намедни меня просили объяснить – о чем мои стихи. О чем мое «Обращение к врагу».
Вы хотите знать?
ИзвольтеИзвольте.
А то я, знаете ли, терпеть не могу фразу "Каждый видит что-то своё..."
Конечно, сложный текст должен быть многоуровневым и рассчитанным на разные уровни осмысления, содержать аллюзии и т.д., в "Мастере и Маргарите" можно увидеть как простой антисоветский фельетон, так и глубокий христианский роман. Однако, автор просто обязан изначально закладывать смысл, идею, или хотя бы впечатление, а не бездумно писать, рассчитывая, что "каждый увидит своё".
А вдруг не увидит?
Я не особо завистливый человек. По крайней мере, все эти Бентли, Феррари и особняки с каменными оградками и альпийскими горками не вызывают у меня приступов дикого восторга. Как ни крутись, больше одной одежды на себя не наденешь и больше одной комнаты не займешь. Я не понимаю, зачем нужен этот пресловутый высокий социальный статус и место в десятке журнала Форбс.
Но одному я всё же завидую – чужому таланту. Чужому уму и интеллекту, если вижу, что он превышает мой собственный.
Помните фильм «Сталкер», помните ту комнату, куда сталкеры проводили отчаянных смельчаков по смертельно опасной зоне? В этой комнате можно было попросить все, что угодно – и это появилось бы у тебя. Наверно, любой зритель, смотря этот гениальный фильм, задается вопросом: «А что бы я попросил в той пугающей, волшебной комнате?»
Я попросила бы талант. Большой. Настоящий. Способность творить каждый день.
А Вы?..
Эта моя форма зависти ныне не в моде – сейчас все завидуют как раз чужому «качеству жизни», а в философском плане никто не желает быть «как кто-то другой», никто не хочет быть похожим на кого-то другого. Все сами с усами. Моя идея сегодня подверглась бы острому остракизму, решись я высказать ее публично, все ведь «хотят быть собой».
Бытие самим собой ныне воспринимается как непреложнейшая ценность, как абсолют счастья и гармонии. Психологи даже составляют методики, согласно которым можно досконально вычислить, свои ли собственные цели ты реализуешь в этой жизни, насколько ты подвержен ожиданиям родителей, социума, друзей, нужное подчеркнуть… Не дай Бог, ты не свои цели реализуешь!
Ах, как бы не стать заложником чужих мнений!
Пристально посмотри на своих родителей... Что, они поют о пользе учебы, советуют профессию и ВУЗ? Да это это же они просто пытаются за твой счет реализовать свои несбывшиеся мечты! Не иди на поводу, отринь советы, будь собой!
Надо выполнять именно свои желания!
И плевать, что эти самые «свои желания» могут быть, простите за выражение, дебильными.
А когда родители ценой нечеловеческих усилий, больного сердца и километров вымотанных нервов заставят-таки этого «самого собоя» закончить Институт, запретив при этом сбегать с наркоманом в другой город, этот «сам собой» знаете что сделает?.. Правильно, их же и обвинит, дескать, да, я хотел(а) на диване валяться или с маргиналами общаться. Но это мое желание было, МОЁ! А вы мне свою волю и жизнь чужую навязываете, личность мою драгоценную ломаете. В общем, вы виноваты в жизни моей не сложившейся.
Скажите, ну почему бытие самим собой представляется такой уж огромной ценностью? Почему на всех углах, раздавая советы о том, как добиться в жизни успеха, как покорить девушку или как наладить отношения с коллегами, люди любых профессий, возрастов и вероисповеданий, словно стая цветных попугаев, твердят: «Главное – будь естественным, будь собой!»
Так ли уж непреложно хорошо это бытие собой?
А если я сам по себе, естественный – глупый, наглый и пошловатый?
Помните великолепный фильм "Доживем до понедельника"? Помните знаменитую фразу учителя Мельникова: "А есть ли у нас что отдать им, вот в чем вопрос!"
Так почему ныне считается, что став собой, ты уже стал победителем? Почему ставший собой или являющийся таковым УЖЕ стоит словно на вершине мира и обладает бриллиантами Короны?! Откуда такой ажиотаж? Почему это считается чуть ли не высшей добродетелью, словно других и нет? Или в нашем обществе с добродетелями уже настолько туго, что единственная не высмеянная называется "индивидуальность"?
Почему бы не призывать людей быть достойными гражданами, или верными друзьями, или ответственными специалистами вместо этого размытого "станьте собой"?
Во всех ли людях есть что-то хорошее, талантливое, привлекательное, чтобы вот так, бездумно рекомендовать всем стать самими собой?!
Да и вообще, как мне узнать – а хороший ли я? А нужно ли стремиться к тому, чтобы таким, как я настоящий стать? А может быть, наклонности человека таковы, что ему, напротив, со всех ног надо бежать от себя?
Где тот эталон, где индикатор?
А мне вот очень часто хочется быть такой, как кто-то другой, и это убивает.
Например, я хочу быть как Марина Цветаева. Хочу быть таким поэтом.
Безумно часто я читаю стихи или книгу и думаю: «Господи!!! Ну почему это написала НЕ Я?! Почему не я это сделала, почему?!! Почему же я не могу вот ТАК?!»
Есть такой феномен – духовная власть одного человека над другим. Об этом писал Солженицын в книге «В круге первом», об этом писал Беляев в романе «Человек-амфибия»: его доктор Сальватор, находясь в тюрьме на положении арестанта, продолжал управлять людьми и событиями и разговаривал со своими тюремщиками как взрослый с детьми.
Есть такое странное, щемящее чувство – чувство чужой гениальности, чужого превосходства.
Это ужасное чувство, когда становятся неважными ни твои социальные блага, ни словеса окружающих, которые могут восхвалять тебя и поносить его.
Просто, ты сам в глубине души своей прекрасно понимаешь, что он – талантливее тебя. Умнее тебя. Лучше тебя. И что тебе никогда не сделать так, как он.
Просто потому, что он – это он, а ты – это ты. И именно в этом causa finalis.
И, ей-богу, за это его хочется убить. Стереть с лица земли, растоптать, словно никогда и не было, вырвать у него из груди, и сердца этот талант и уничтожить, раз уж не можешь присвоить его. А потом забыть, забыть, что всё это было...
Художник, его талант – «сам свой высший суд». Просто потому что признание, на самом деле, не определяет цену произведению. А задача кому-то или чему-то угодить, пусть самому тонкому ценителю или требованиям самого лучшего вкуса, означает уже гибель искренности. Потому чужие оценки, всё равно плохие или хорошие, для художника не должны ничего значить рядом с собственными.
Поэты и писатели – всегда самые строгие судьи самим себе.
И ты сам можешь быть талантливейшим поэтом и прекрасным человеком, у тебя может быть море поклонников, твои книги могут издаваться миллионными тиражами… Это все не важно!
Ты просто начинаешь мыслить как в поговорке Aut Caesar, aut nihil…
Важно твое ощущение проигрыша, бессилия перед ним.
У А. Грина есть прекрасный рассказ, он называется «Победитель». Речь в нем идет о конкурсе на скульптуру, которая должна стать украшением научного Института. Один из скульпторов, Геннистон – фаворит жури, и кто-то из судей перед награждением шепчет ему, что победа буквально в кармане…
Но…
Герой этого рассказа скульптор Геннистон разбивает свою скульптуру, свое «дитя», которое должно было принести ему и славу, и обеспеченность. Он поступает так потому, что видит: его произведение меркнет перед скульптурой конкурента Ледана. Для Геннистона справедливость превыше всего. На мой взгляд, этот человек оказался достойным называться истинным художником – творцом.
Но чего ему это далось? Чего стоило подойти и разбить молотком собственноручно любовно вылитое творение?
На самом деле это – легче. Легче, чем слушать восторги и знать: другой пишет лучше. Талантливее. Пусть даже его не хвалят как тебя – ты-то все прекрасно понимаешь.
Вот об этом – мое стихотворение «Обращение к врагу». Ибо к такому человеку рано или поздно просыпается нечто, очень похожее на ненависть. Просто за то, что он существует, творит.
Знаете, я еще не сталкивалась в своей жизни с таким человеком. Но очень бы хотела
А у меня именины сегодня, что ж не поздравляет никто?