Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков
Проспер Мериме
Проспер Мериме
Меня часто спрашивают: "Почему ты так не любишь мат? Ведь это же неотъемлемая часть русского языка, его своеобразие и богатство! Можно же материться "художественно и изящно", а не просто ругаться, заполняя паузы между словами. Почему же ты не просто не ругаешься сама, а пресекаешь любые попытки ругаться матом у других в твоем присутствии?"
Это действительно так - я ненавижу мат в любых его проявлениях, и никогда не буду общаться с человеком, который матерится при мне. У меня просто идиосинкразия! Я считаю мат не то что в мой адрес, но даже просто в моем присутствии личным оскорблением. При этом я не собираюсь никого перевоспитывать, не посягаю ни на чью свободу воли - просто при себе материться не позволяю никому.
Почему же так?..
УзнатьЯ как-то читала рассуждения одного психолога-женщины, она писала о том, что в России, к сожалению, до сих пор нет «культуры межличностных отношений». Людей просто не учат тому, как надо вести себя в отношениях. Тому, что свои чувства надо обязательно проговаривать, называть и уточнять, чтобы избежать неясностей и непонимания.
И, я подумала тогда – а ведь точно! Люди просто не умеют и не приучены называть свои чувства человеческим языком! Но, эмоции-то никуда не деваются, поэтому… поэтому для их обозначения используют мат.
И мат стал неким синонимом емкости, экспрессивности, выразительности… Но, на самом деле это ложное впечатление, похожее на советский анекдот: «Для тех, кто других ботинок не видел, наши ботинки о-го-го какие!»
Один мой друг на полном серьезе считает, что раз я не матерюсь, то… у меня не хватает ярких, чистых, искренних эмоций! Да, я не шучу. Он меня в какой-то мере считает человеком "искусственно воспитанным", выращенным как белый олеандр, прячущим свои истинные мысли, чувства под маской, надетой привитой мне интеллигентностью...
А я… я просто не чувствую необходимости в мате для выражения своих чувств и мыслей. МНЕ ХВАТАЕТ СЛОВ. И нет необходимости прибегать к мату. Именно поэтому я его и не использую.
И не понимаю, почему люди так упорно цепляются за мат? Мне кажется, это глупо. Так и вспоминается цитата - с некоторыми оппонентами бесполезно спорить, они никогда не откажутся от своей выстраданной мысли просто потому, что боятся - другая мысль им в голову может уже и не прийти
Может быть, люди так держаться за мат просто потому что боятся - вот откажутся они от "великого и могучего", а других-то слов найти потом не смогут?.. И будут ходить словно рыбы безъязыкие, не зная, куда девать бушующую внутри грозу...
Есть ведь такая точка зрения, согласно которой мат – это «детонирующие запятые», т.е. люди его используют в паузах, которые они не знают чем заполнить.
Мне кажется, очень многие люди сегодня просто не умеют общаться, и, даже не догадываются, что отношения – это такая штука, в которой еще нужны и какие-то умения, знания… Отношения им кажутся чем-то само-собой разумеющимся – ну, я дышу, разговариваю, передвигаюсь, и вступаю с людьми в отношения. Никто… как бы это сказать, не учится себя вести в отношениях, потому что этому нигде и не учат. И, столкнувшись с трудностями (а с ними сталкиваются все), с ссорами, конфликтами, человек, чтобы выразить свои эмоции, либо срывается на мат, либо (и этот вариант еще хуже!), если мат для него непозволителен (ну, воспитание не позволяет и т.д.), просто замолкает и играет в игру «я обижен». Надо бы подойти, объяснить нормально, что не так, но… он не может. И либо материт своего партнера, либо молчит. А бедный партнер вынужден ходить вокруг него кругами и думать – а на что же он обиделся?
Да и вообще, мат ведь подсознательно считается неким "стыдным" явлением. Так думают многие, в том числе и те, кто матерится сам. А чувство стыда - это некий божий камертон, и, возможно, русский народ - единственный народ, который сегодня еще умеет стыдиться...
А как же быть со всем этим разнообразием исследований в области русского мата, с двенадцатитомником русского мата, со всеми этими кафедрами и филологами, которые его изучают? С тем, что великие русские писатели не гнушались мата и считали его важной частью русского языка? Да и современные авторы – Виктор Пелевин, Татьяна Толстая к нему не относятся уж слишком отрицательно…
Да, кафедры мата есть, это не шутка Когда моя мама училась, у них в Институте была Кафедра русского мата
Но… Знаете, холеру тоже изучают.
Проводят изучение титров и динамики нарастания циркулирующих антител в сыворотках крови больных при холере, занимаются расширением возможности ее лабораторной диагностики, проводят ретроспективный анализ… И так далее и тому подобное. Но ИЗУЧАТЬ холеру И БОЛЕТЬ ею – вещи очень и очень разные.
Я бы сама изучила с огромным удовольствием, но заражаться ею и заражать других – у меня нет никакого желания
Филологические исследования в области мата – это одно, а общение с использованием мата – совершенно другое.
Великие люди, увы, тоже не идеальны и тоже совершают ошибки.
И, ОНИ ВЕЛИКИЕ НЕ ПОТОМУ, ЧТО РУГАЛИСЬ МАТОМ. Их, как бы это сказать, немного за другое уважают.
Возможно, у современных писателей это такой конъюнктурный ход, желание привлечь внимание к своему творчеству. Веллер в своей первой книге тоже использовал одно матерное слово. Хотя сама книга была серьезная, о смысле жизни, о любви и т.д. Каково же было его удивление, когда все начали скупать его книгу, чтобы просто посмотреть на это матерное слово и убедиться, что оно там есть. Так эта книга и прославилась - как книга, в которой на ... странице есть матерное слово. Ему стало обидно. Больше мата в книги не вставлял.
Что, не верите в "конъюнктурный ход"?
Считаете, великие писатели ни за что не стали бы изменять свое произведение в угоду конъюнктуре, переделывать великое творение в угоду капризной и недалекой публике, дескать, на такое способны только Оксаны НеРобкие? Ошибаетесь, друзья, ошибаетесь… Чернышевский специально писал «Что делать» «завуалировано», с расчетом на то, чтобы книгу пропустил тюремный цензор. А сколько Булгаков «выкинул» из sana pareil «Мастера и Маргариты»! Это ж уму не постижимо! У него была куча версий и куча черновиков – и он НАРОЧНО изменял свое произведение, оглядываясь на советскую власть.
Да и вообще, великие люди, увы, тоже часто делают нечто не пристойное. Например, Пушкин писал весьма фривольные эпиграммы, например одна, посвященная знакомому Пушкину политику:
В Академии Наук
Заседает князь Дундук.
Отчего же, Вы спросите,
Дундуку такая честь?
Отчего ж он заседает?
От того, что ж... есть!
Я, помню, смеялась. Но самому Пушкину было потом за такое стыдно, а за Гаврилиаду - ОООчень стыдно, до такой степени, что он ходил по магазинам и скупал все изданные экземпляры, чтобы никто не читал.
Да, он, возможно, не чурался мата, наш Александр Сергеевич
Однако, великие люди – не ангелы и не боги, и у них надо брать лучшее, а не худшее.
Но мы же в школе изучаем великие и прекрасные стихи Пушкина, а не «матюги Пушкина», ведь так?
Comprenrre c est tout…
Да и потом… Знаете, во всех компаниях парни и мужчины всегда знают, при какой девочке нельзя материться, потому что у нее есть чувство собственного достоинства, воспитание и гордость, а при какой – можно, и она будет только глуповато подхихикивать в ответ, или делать вид, что ничего не слышит/так и надо. И, поверьте, первых парни уважают куда больше, чем вторых.