Препятствия – это то, что ты видишь, когда отрываешь свой взгляд от Цели
Ученик лишь тогда сможет превзойти своего учителя, когда видит в нем соперника, а не образец
Ученик лишь тогда сможет превзойти своего учителя, когда видит в нем соперника, а не образец
Знаете, а у меня всё всегда было наоборот – я видела в учителе именно Образец.
Очень долго я вообще не решалась спорить с учителями, даже когда была уверена в собственной правоте, для меня они были словно выше прочих смертных, почти как в словах императора Сигизмунда – «еgo sum rex Romanus et supra grammaticos».
А однажды...А однажды… мы с моей учительницей математики решали задачку на факультативе, и она почему-то не справилась с этим хитрым заданием из, если не ошибаюсь, основ анализа... Я рассказала об этом маме… Мама вскользь заметила: «Она, наверно, просто сама не знает, как решать». Эти оброненные без всякого умысла слова вывернули мою Вселенную наизнанку. В моей голове отказывался укладываться тот факт, что мой Учитель Математики может чего-то в этой самой математике не знать. Я просто никогда не рассматривала такой возможности, искренне считая, что в математике этому строгому, умному, логичному человеку ведомо ВСЁ. Я была в шоке…
…И вот теперь сбылась моя давняя заветная мечта - мне удалось прорыть подземный ход на другую сторону баррикад Да, Вы всё правильно поняли – я недавно попробовала себя в роли Преподавателя.
Это было…
Это было НЕЧТО.
Такого страха я еще не испытывала в этой жизни
Перед Событием мама сказала мне: "Так они ж тебя, заиньку, слопают..." Шутка, конечно, но в каждой шутке... Увы. этот безмный, прекрасный мир живет по законам черной сенсорики, а отнюдь не белой этики, как бы мне того ни хотелось.
Мои студенты – заочники, и все они старше меня – им от 25 до 40 лет.
Я вела у них практику по своей специальности – управлению качеством.
Все бы ничего, но, в последний момент пришлось все переигрывать – я уже подготовилась объяснять им процессный подход по методологии IDEF0, как мой руководитель предупредил меня, что у них контрольная по np-картам, следовательно, надо эти самые карты и объяснять. В спешном порядке я проштудировала всю имеющуюся в наличии литературу, и в результате научила их строить основанные на биноминальном законе np-карты, основанные на законе распределения Пуассона с-карты, а еще p-карты, и на закуску, причинно-следственную диаграмму Каору Исикава и Анализ Парето в придачу.
Вроде бы, они остались мною довольны. Ах, если бы так!
Ведь эта профессия – моё Призвание, я знаю, чувствую это.
Для меня профессия учителя всегда была особенной, не похожей на другие – ведь в этой работе нельзя халтурить, нельзя ошибаться – ошибки обходятся слишком дорого, ведь ты, по сути, пишешь в душах людей. Это бумага всё стерпит, а люди – они ведь не бумажные и не каменные, и надо десять раз подумать, прежде чем брать на себя смелость чему-то УЧИТЬ.
А еще я поняла… что всегда буду бояться. Бояться идти туда, к ним.
Я недавно смотрела интервью с каким-то актером, и он сказал: даже проработав на сцене 20 лет, я волнуюсь каждый раз перед выходом.
И не мудрено – ведь актер каждый Божий день должен доказывать, что он – Актер. В этой профессии совсем как в бизнесе – прошлые заслуги не в счет.
Ибо здесь, на сцене, общение искусства с его потребителем самое тесное, непосредственное. В других видах искусства мы можем осуждать потребителя: он, мол, невежественен, невнимателен, неопытен, да попросту туп или еще не дорос до «нашего высокого искусства».
А в театре такое невозможно… Ты либо установил контакт с залом, либо сумел сделать так, чтобы люди прониклись твоей игрой – либо…
Да второго-то, по сути, вообще не дано.
И, мне кажется, именно это роднит профессии актера и учителя. Ведь аудитория (зрительская или лекционная) – это суд, самый жестокий суд в мире... Суд, чей приговор не подлежит апелляции. Чей вердикт выносится сразу, молниеносно.
И ты не можешь упрекнуть их ни в чем – даже в тупости и непонимании, ведь ты и стоишь тут именно затем, чтобы они стали умными, научились, поняли.
А ведь все они такие разные! И у всех чуть ли не диаметрально противоположные представления о том, что ТЫ должен тут с ними делать, чему учить, каким быть… Ибо для одних образование состоит в том, чтобы знать, как звали лошадь Александра Македонского или что дога господина Дезаккор звали Беросило. А для других (как, например, для меня) важен сам процесс познания, сама церемония приобщения к чему-то бОльшему, чем ты сам…
И в этот миг, в тот самый миг, когда ты выходишь к ним, абсолютно не важно, что будет дальше, будут ли они работать по специальности, станут ли великими или несчастными, будут ли подметать потом улицы березовым веником или мраморные ступеньки своим атласным шлейфом – учить всех нужно одинаково, одинаково стараясь…
Скажите, ну кто из Вас не обсуждал преподавателя с коллегами по группе? Кто не критиковал никогда своих учителей? Разве есть такие среди Вас?
Знаете… а я вот никогда не обсуждала преподавателей с однокурсниками. Просто потому что представляла себя на их месте.
Ведь, по сути, оценки, которые ученики в душе своей ставят своим учителям, гораздо важнее и, наверно, больнее, чем учительские двойки и тройки.
И каким бы умным ты ни был – это не имеет никакого значения и цены, если умными после твоего воздействия на их умы и души не стали они.
Каким бы блестящим ученым не был человек – он ничего не создает, он не изобретает силу, а лишь направляет её. Как сказал Оноре де Бальзак, наука заключается в подражании природе. А педагогика, наверное – в подражании Богу…
Ваша Лав.
Хочу от всей души поблагодарить мою маму, сестру, моего дорогого А.Л. и мою подругу Марину за оказанную моральную поддержку, за то, что поверили в мои силы