Её влечет стесненная походка одушевляющего недостатка
Осип Мандельштам о женщине.
Осип Мандельштам о женщине.
Мне уже давно пришла в голову одна мысль… Я лишь боялась её формулировать. Мысль заключается в следующем: мужчина - более одухотворенное, возвышенное существо, чем женщина. Только не кидайтесь сразу камнями а прочитайте дальше...а прочитайте дальше…
Женщина ассоциируется с продолжением рода, со стихией плодородия, с землей, с Жизнью… На нашем концерте Танца живота перед одним номером читались такие стихи – «О женщина! Прочь все сомненья! Ты – Исток Рожденья».
Задумайтесь… Кого из ученых-женщин Вы знаете? Мне приходит в голову только Софья Ковалевская.
Кого из философов-женщин Вы знаете? Мне приходит в голову только Симона де Бовуар, хотя, на мой взгляд, философ она никудышный
Для женщин обычно главное – семья и… любовь.
Если вспомнить произведения литературы – придет ли Вам не ум хоть одно, где бы образ женщины не был переплетен с темой любви, где бы женщина не служила либо ее объектом, либо источником?
Подумайте…
Ну, как?
Есть высокие образы – Татьяна Ларина, Наташа Ростова, есть образы «камелий» - Настасья Флиповна, Грушенька – но везде, всюду эта неразрывная связь образа женщины и любви, будто вне этой стихии женщина и не живет вовсе.
Натали Гончарову все знают как жену и главную любовь в жизни Пушкина. Лилю Брик – как музу Маяковского…
Есть, конечно, исключения, например, русские императрицы-женщины, та же Екатерина II, но… тут решающую роль сыграли личностные качества, оказавшиеся настолько сильными, что смогли перекрыть слабости, наложенные полом, природой…
Вне связи с этой пламенной стихией в истории женщины не оставляют следа, не запоминаются, а в литературе – просто-напросто не существуют.
Вы никогда не задумывались, почему детишки в школе пишут сочинения на тему «Духовные искания Андрея Болконского», и ни одному учителю не приходит в голову предложить тему типа «Духовные искания Наташи Ростовой»?
Задумывались ли Вы об этом? Я – да.
Даже у моего любимого автора, у Достоевского, женщина словно не имеет собственной судьбы, она есть лишь соблазн и страсть мужчины. Женщина не сама по себе интересует писателя, а лишь как, пусть и огромная, важная, но все же часть судьбы его героев – Ставрогина, Версилова, Раскольникова…
Существует лишь одно произведение, вырывающееся из этой схемы. Это «Чистый понедельник» Ивана Бунина, рассказ, завершающий знаменитый цикл «Темные аллеи», за который автору дали Нобелевскую премию. О нем сам автор сказал: «Я благодарю Бога за то, что он позволил мне написать «Чистый понедельник».
Этот рассказ уникален тем, что там показан образ женщины, стремящейся к нравственному идеалу, что САМО ПО СЕБЕ ОГРОМНАЯ РЕДКОСТЬ, КАК В ЛИТЕРАТУРЕ, ТАК И В ЖИЗНИ.
Именно поэтому рассказ Бунина УНИКАЛЕН.
Уникальна загадочная фигура женщины, воплощающая отнюдь не идею любви-страсти, а затаенную тоску по нравственному идеалу, носящей в своей груди не безответную любовь, а стремление к искуплению.
Это уникальный, редкий случай.
Точно так же уникально редки мужчины, которые сначала видят в женщине человека, и только потом – женщину.
Обычно всё с точностью до наоборот Лишь потом Он с удивлением узнает, что у Неё тоже есть свое мнение по тем же вопросам, где ему кажется Абсолютной Истиной собственное. Лишь потом Он понимает, что Её мысли – это на самом деле Её мысли, а не просто уловки, темы для разговора, чтобы Его завлечь, притвориться интересной, загадочной… Вы никогда не замечали – в начале знакомства с прелестной женщиной мужчина не обращает внимания на несогласия по каким-нибудь «вечным» вопросам. Вроде бы, как раз здесь и надо насторожиться – это не твой человек, ведь вы с ним абсолютно по-разному смотрите на мир, для вас важны разные вещи, у вас разные ценности. Но, всё дело в том, что человека-то он пока в ней не видит. А ее качества, делающие её личностью, для него делают ее лишь «ходячей загадкой для большинства людей с неразвитым вкусом, которых растили в безвкусных домах заурядные или несимпатичные родители и для которых поэтому литература, скульптура, музыка и нежные отношения нужны лишь как форма секса, если вообще нужны». (С) Бернард Шоу.
Он просто не придает этому значения – ну как же, она ведь «всего лишь женщина» И лишь потом, с удивлением осознав, что она «на самом деле так думает» (!!!) он философски умозаключает, что «у каждого свои тараканы в голове» и принимает Её право на какие-либо свои увлечения, принимает ее качества человека, чтобы не лишаться тех радостей, которые она дает ему как женщина.
Если честно, я не понимаю смысл словосочетания «женская логика». Логика не может быть женской или мужской, логика либо есть, либо её нет
…Но, если бы понятие «женская логика» не существовало как мифологема – его стоило бы придумать. Может быть, «женская логика» – это просто то, чего мужчины не понимают в женщинах?
Кстати, тема эта обширнее, чем я её тут обрисовала – это настоящее искусство, видеть в другом сначала ЧЕЛОВЕКА, и только потом женщину, мужчину, начальника, ребенка, еврея или неокантианца.
Этим искусством в совершенстве владеет А.Л. И я восхищаюсь в нем этим качеством
На выходные уезжаю в Питер Очень счастлива