Мировоззрение больше зависит от зрения, чем от мира
А. Никонов
А. Никонов
Так как я сейчас этим занимаюсь, интерес не возникнуть не мог. На самом первом семинаре я узнала о разных точках зрения относительно науки – Конта и Канта, второй задавал вопрос: «как возможна математика?», а первый – «Как она есть?» И впоследствии в литературе всегда рассматривались противоречивые позиции – интерналисты и экстерналисты, позитивисты и их оппоненты, номиналисты и реалисты и т.д.
Наверно, все Вы сталкивались с неким «противоборством» между т.н. технарями и гуманитариями. Для некоторых людей слово «технарь» - чуть ли не оскорбление, а другие точно так же относятся к слову «гуманитарий»…
читать дальшеЯ не скрывала, что точные науки всегда казались мне более сложными, нежели гуманитарные, однако медалька имеет и обратную сторону – по моему опыту фразой «Я технарь!» люди часто оправдывают свое нежелание прочесть хоть что-то из художественной литературы и элементарное незнание вещей, обязательных для каждого культурного человека.
К тому же, гуманитарные науки – это науки о человеке, а человека, на мой взгляд, изучать гораздо сложнее, чем любую технику
Ремарк в «Черном обелиске» написал, что одно чудо – это превращение вина и хлеба в Плоть и Кровь, второе чудо это сотворение человека из праха и глины, а третье чудо заключается в том, что человек не знает, что ж ему делать со вторым В смысле, что делать с себе подобными.
И это правда – нигде и никогда наше «Не понима-а-а-а-а-а-а-а-а-а-ю!!!» не звучит громче, нежели при столкновении с личностью, сутью другого человека, иногда живущего рядом с нами всю жизнь. Еще апостол сказал, что душа ближнего всегда потемки… и, наверно, понять самую сложную точную науку проще, чем понять простого и вроде бы абсолютно уже изученного человека – своего коллегу по той же самой науке, к примеру…
Я в одной книжке вычитала странную мысль - интуитивная задача номер один для секулярной науки – избавиться от любых «лишних» проблем, заподозренных в божественном происхождении, от мистики, от всего иррационального «мусора», засоряющего стройную картину познаваемого мира.
Зачем избавляться? А затем, что при наличии этой самой иррациональности познаваемость, раскладываемость по полочкам уже не выглядит столь очевидной.
Естественнонаучное знание неспроста носит свое название - на то оно и естественнонаучное, что всё сущее должно быть рассмотрено им как следствие не божественных, не творческих, не этических, не личностных, а единственно лишь – естественных, натуральных, «само-собой-идущих» материальных процессов, не оставляющих места никаким двусмысленностям, загадкам и «голосам совести». Нет, загадки, конечно, есть… но в то же время это уже и не загадки. Это просто «нехватка фактов».
Неназванность.
Отсутствие определения, которое вскоре будет предложено, зафиксировано и наклеено.
«Убивает только безымянное или то, что взорвало свое имя». (С) Ремарк.
Когда явление классифицировано, определено, нанесено на карту (на древо эволюции ), когда определено соответствующее ему место в существовании всего и вся – оно становится неопасным.
Оно становится прирученным.
И в какой-то мере…
Управляемым.
Эта мысль пришла мне в голову, когда я читала про синергетику – кто-то из ученых сказал тогда, что надо не сожалеть по поводу краха классического понимания Вселенной как «порядка», а… пытаться научиться «прогнозировать» поведение хаоса, извлекать какие-то выводы из новых знаний…
Никонов в своей книге написал, что неизвестность УЖЕ введена физиками в формулы, описывающие наш мир (принцип Гейзенберга). Потому что неизвестность имманентно присуща нашему миру. Неизвестность - один из принципов построения мира. И все становится на свои места! Один из принципов. Мы это узнали, теперь надо это как-то осмыслить, понять и обозвать, т.к. понимание явления начинается с присвоения ему какого-то имени на нашем языке.
Принцип неопределенности.
Закон красной королевы.
И так далее…
Формула Гейзенберга гласит: *мы не можем одновременно знать точную координату частицы и ее скорость (импульс, то есть произведение скорости на массу). Но зато мы можем варьировать свое незнание, предпочесть, что нам знать важнее - скорость или координату*. Кстати, у меня всегда было необычное отношение к предложениям, начинающимся со слов *нельзя*, *невозможно*…
Когда я впервые прочитала об этом пинципе - я не могла взять в толк - а почему он, собственно, называется ПРИНЦИПОМ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ? Тут же все конкретно - нельзя и точка.
А иррациональное, божественное, чудесное – опасно. Потому что его нельзя взять и прибить гвоздем вот сюда-то. Или рассмотреть под лупой вот так-то. Его поведение нельзя предсказать. Его нельзя разложить на прозекторском столе, налить в колбу и записать данные в отчет…
Кто-то из великих сказал, что красота выше гения, потому что она не требует понимания.
Я бы сказала иначе, красота - это невесомость в мире гирь.
Даже хаос можно понять и (возможно, я не знаю, т.к. я не физик) предсказать его поведение. Даже развитие эволюции техники можно спрогнозировать, рассчитать… И от этого они перестают быть пугающими – помните, что сказала Алиса на суде у Красной Королевы? «Да кто вас боится, вы же всего-навсего колода карт!» И…все.
Думаю, Вам не надо объяснять, что объяснить некоторые вещи просто нечем. Простите за тавтологию
В основе любого (я подчеркиваю – любого!) мировоззрения лежат недоказуемые предположения - например, о том, что Бог есть (нет), или что параллельные прямые пересекаются (не пересекаются), или что во всем виноваты евреи (не виноваты)...
Одним из важнейших качеств ученого всегда считалась объективность… Но ведь мыслят-то только субъекты, а никак не объекты
Однако не буду углубляться в эту тему.
Готовясь к экзамену по философии науки, я узнала о том, что существует и еще одно противопоставление – прикладников и теоретиков.
Есть ли ответ на вопрос: где проходит граница между прикладными и фундаментальными науками? И к которым из них относятся технические науки?
Вообще, техника – штука сама по себе противоречивая. Как, впрочем, и все, чего касается рука человека – свои внутренние противоречия он просто переносит на то, что создает. Отпечатывает свою сущность
С одной стороны, она освобождает от тяжелого физического труда и облегчает нам жизнь. In other hand – создает опасности, с этой самой жизнью часто несовместимые
Думаю, Вы знаете, что технические науки нередко отождествляются с… прикладным естествознанием.
Да, я знаю слова Агасси - «Изобретение – это теория, а не практическая деятельность, хотя и с практическим концом».
Да, инженеры, в общем-то, используют не столько готовые научные знания, сколько научный метод, а математика для них (в смысле, для нас ) – удобный язык, инструмент, аналитическое средство и т.д. И вообще – ну как вот так взять и разграничить создание научного знания и его использование, применение? Ведь нельзя забывать, что сам процесс практического приложения не является однонаправленным процессом, он реализуется как последовательность итераций, и связан с выработкой новых знаний… И поэтому сегодня многие философы техники придерживаются точки зрения, которую автор изученной мной литературы не побоялся назвать единственно верной - технические и естественные науки должны рассматриваться как равноправные дисциплины.
Равноправные.
Я прекрасно понимаю всю убедительность вышеприведенных аргументов, однако… технику придумал человек. С этим спорить, думаю, никто не будет, кроме, разве что, ортодоксальных эволюционистов, отстаивающих наличие культуры и орудийной деятельности у обезьян.
Однажды кто-то в Воскресной школе спроси – а человек математику открыл или сам придумал?
- Открыл! Закричали все…
Мне всегда казалось, что человек… никогда не сможет придумать что-то более красивое, чем уже существующее в природе. Помню, когда я ходила на курсы, мы рисовали там цикл лимонной кислоты. Это вызывало у меня такой восторг, что запомнилось на всю жизнь… А еще мне запомнилось то, как мою мысль описал Акунин – его герой любуется закатом, а потом его взгляд падает на свалку, устроенную туристами, полюбовавшимися закатим до него, и следом идут такие лова: «Он перевел взгляд с картины, придуманной и созданной Богом, на картину, созданную человеком».
Наверно, поэтому я и не верю в прогресс.
Не может человек придумать что-то лучшее, что-то более совершенное, нежели он сам.
Хотя, кто ж его знает
А в итоге я могу в очередной раз сделать вывод, что наука, в общем-то, не всегда является этакой башней из черного дерева и слоновой кости – оплотом объективности, непредвзятости, вместилищем чистой истины и т.д.
Если убирать из науки субъективность… Надо всего-навсего убрать из нее человека
У меня меньше чем через месяц защита диплома, выставка на ВВЦ и сдача философии с английским, поэтому буду периодически отсутствовать
Я Вас обожаю, дорогие, любимые мои, и очень скучаю