I hate myself and I want to die!
Жизненный девиз Курта Кобейна, лидера «Нирваны»
Жизненный девиз Курта Кобейна, лидера «Нирваны»
Мои дорогие.
Эту тему подняли Вы сами – не я же первая упомянула готику, ведь так? Я сейчас пишу это потому, что у нас в городе недавно покончила с собой семнадцатилетняя девочка-гот. Просто вышла из окна. Не вверх, а вниз.
Власти стали проверять школы, разгонять сборища готов - склонных к инфернальности личностей, поклоняющихся смерти.
Вы знаете, что декаденствующая публика, развлекающаяся играми в депрессию, всегда вызывала мое неодобрение. Если постоянно вглядываться в Бездну, то она…
Заглянуть в Бездну...Правильно. Она начнет вглядываться в тебя.
Если постоянно внушать себе, что у тебя депрессия – она вскоре станет твоим обычным состоянием. Однако же…
Говорят, что любой самоубийца представляет, как его спасут… Ждет этого, всегда, даже в самый последний момент. Что в глубине души, где-то очень глубоко, он вовсе не хочет умереть. А хочет, чтобы к нему кинулись со всех ног, отняли бритву, признали все свои ошибки и его безоговорочную правоту, и все в его жизни поменялось. Самоубийство вовсе не означает нелюбовь к жизни и ко всем её прелестям – это заблуждение. Оно есть в большинстве случаев, НАПРОТИВ особого рода проявление непросветленной любви к земной жизни и ее благам. Самоубийца – это человек, который потерял всякую надежду, что блага жизни могут быть ему даны. А зачастую – человек, которому они не принесли, собственно, блага.
Недавно в Воскресной школе мы смотрели фильм о том, как он покончил с собой.
Он…
Великий Курт, лидер легендарной Нирваны, кумир миллионов, владелец огромного состояния… На это состояние он купил себе охотничье ружье - застрелиться. Это называли «Самоубийством американской мечты» - это все равно, что Золушка из сказки, добившись всего и выйдя замуж за принца, вдруг пустила бы себе пулю в лоб на пороге дворца.
Но… это было. И от сего факта никуда не денешься.
Я до сих пор не ответила для себя на простой вопрос: это сила или слабость? Это – в смысле данный поступок?
С одной стороны, человек убегает от проблем, расписывается в неспособности их решить, в своей непригодности для жизни. Это все равно, что сказать – я не справился. Не смог. Не нашел в себе сил.
Я непригоден для жизни.
Но с другой… А каково это – решиться? Шагнуть туда, откуда еще никто не возвращался…
В детстве я была очень удивлена, когда узнала, что после неудачной попытки человека ставят на учет в психиатрической лечебнице. «Зачем?» - думала я, - разве он сам не волен распоряжаться собственной жизнью? Зачем на него набрасываются все эти люди, одевают смирительную рубашку, вяжут руки… Да если человек решился – он уже перешел грань, неужели непонятно? И никакими рубашками его не остановишь.
Но, я была не права (в который уж раз-то? )
Почему?
А подумайте…
«Моя жизнь принадлежит мне, и я могу с ней сделать все, что захочу» - это поверхностное и ложное суждение. Моя жизнь есть не только моя, но и чужая жизнь - жизнь, принадлежащая Богу, жизнь моих близких, других людей, моего народа, общества, наконец, всего мира, который нуждается во мне.
Я не имею абсолютного права собственности на свою жизнь.
Принцип абсолютного права частной собственности есть вообще ложный принцип (с моей т.зр.) Римское понимание права собственности – это далеко не христианское понимание. Классическая формула римского понимания права частной собственности гласит: dominium est jus utendi, fruendi, abutendi re sua quatenus juris ratio patitur, т.е. собственность есть право не только пользоваться вещью во благо, но и злоупотреблять ею, делать с ней все, что хочешь.
У всех Вас есть какая-то собственность – компьютер, с которого Вы это читаете, диван, на котором Вы спите, и так далее. Теоретически, Вы можете сделать с этим все, что угодно.
Теоретически
Потому что если Вы практически начнете ломать и крушить Ваши вещи, то к Вам приедут веселые санитары и увезут в желтый домик.
Наше право на вещи – относительное. Т.к. они тоже принадлежат миру, часть которого составляют.
Даже с собственной книгой, карандашом, ручкой, подушкой мы не можем поступить так, как нам заблагорассудится.
Так почему ж люди решают, что со своей жизнью, более драгоценной, чем вещи, они могут так поступать? Если нельзя варварски сломать копм, то почему можно варварски резать свое собственное прекрасное тело?
Люди делают это не потому, что хотят просто взять и перестать быть.
А потому, что хотят изменить что-то – себя или свою жизнь, и просто не видят другого способа. Они хотят не чтобы «не было», а чтобы «было по-другому». Это мое твердое убеждение.
Самоубийцы – это люди, для которых временное стало вечным.
Слово *человек* переводится как *вырастающий в вечность*, т.е. подлинная жизнь есть врастание в вечность. Но человек, врастающий в вечность, никогда не пожелает покончить насильственно свою жизнь во времени.
Никогда.
Поверьте мне.
Как это гениально выразил Бердяев, психологический парадокс заключается в том, что ненависть и отвращение к себе есть вместе с тем эгоцентризм, поглощенность собой, бессилие выйти из себя, забыть себя и подумать о других. Люди, ненавидящие себя и желающие себя истребить, суть люди с ободранной кожей, которые вымещают на других то, что они самим себе не нравятся. Люди нередко хотят покончить с собой назло другим. Когда болезненное уродство в человеке вызывает в нем отвращение к самому себе и чувство своей слабости в жизни, то человек часто вымещает это на других и злобствует относительно других.
Я поняла это совсем недавно – человек не может ненавидеть только себя. Не может считать монстром и чудовищем только себя. Он где-то параллельно ненавидит и других.
И в этом заключается еще один парадокс самоубийства.
Раньше я считала, что человек, совершающий это, далек от мира, выпал из него, что мир ему уже не нужен, а иначе, зачем он уходит?
Но в действительности - с точностью до наоборот
Потеря «вкуса к жизни», у которой уже взято все, ставшей уже невыносимо скучной, вовсе не значит, что человек свободен от власти мира. Человек хотел бы, чтобы мир имел для него вкус, возбуждал его, привлекал его, и мучается, что это прошло и уже невозможно.
Это – та же самая прикованность, только со знаком минус.
Это все равно, что злиться, на нечувствительность к вкусу мороженного оттого, что уже отморозил себе зубы
Наверное, я все же считаю, что это – слабость.
Эгоцентризм, который, на мой скромный взгляд, есть самый удивительный парадокс человека, т.к. им человек старается заполнить все, что можно, хотя прекрасно знает, что его, такого красивого и умного, такого доброго и нравственного рано или поздно все равно закопают.
Самоубийца – это всегда эгоцентрик.
Человек, не могущий заглянуть чуть дальше себя и своих переживаний.
Помню, Lepra, известная многим из Вас, рассказывала мне про один фильм. Я сама его не смотрела, знаю все только с её слов и со слов Дозорных. Так что простите, если где неверно изложу.
Называется, если не ошибаюсь, «Тело». Главные герои – два католических священника, пожилой и молодой – его ученик. Они занимаются археологией, и однажды находят то, что очень напоминает им… тело Христа.
Они приглашают экспертов, которые в один голос твердят об идентичности, появляются все новые и новые факты, доказывающие это (т.е. фактически, опровергающие все Христианство, т.к. «если Он не воскрес, то тщетна проповедь и вера наша»). Пожилой священник успокаивает молодого, пытаясь доказать, что все это ошибка, найти какие-то объяснения всем совпадениям… Но совпадений слишком много, появляются все новые и новые факты, и тот, обладая способностью к анализу, не может этого не замечать… Не может закрывать глаза…
Ученик просит объяснить ему, ну как же так, и… Учитель отвечает: «Спустись вниз по лестнице, а я сейчас тебя догоню и объясню тебе, а пока сформулирую…»
Молодой священник спускается и видит, как открывается окно, и его учитель выбрасывается вниз с энного этажа.
Я не буду писать о том, как меня поразил этот фильм, которого я, кстати, и не видела. Тем более, что закончилось-то все хорошо.
Меня поразила реакция Лепры. Она тогда сказала, что этот человек, выбросившийся из окна, был с её точки зрения истинным христианином, раз не смог дальше жить.
В дальнейшем я безумно боюсь что-то сказать не так…
Но мне очень жаль, что у Лепры, человека, которого я безмерно уважаю, такие представления о том, кто есть истинные христиане.
Я могу ошибаться, но… мне кажется, и режиссер хотел этим фильмом показать не абсолютность декаденства и тщетность любых надежд и верований (это ж так банально, в самом деле ), а нечто совсем иное…
Например…
Противоположность сущности явления и нашего понимания его.
Что такое христианство? Это религия, повествующая о том, какую жертву Бог принес людям.
Т.е. идеал в данном случае – жертвенность. Готовность сделать что-то для другого. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Брак в Христианстве – это когда центр твоего «я» как бы перемещается из тебя в другого человека.
Т.е ты в первую очередь думаешь не о том, что тебе нужно, отчего тебе хорошо или плохо, а что ему нужно, и как сделать так, чтобы ему не было плохо. Дружба – примерно то же самое.
Если человек способен на жертву ради кого-то – он напротив, останется жить и переносить тяготы жизни, если этом «кому-то» сие нужно, если в нем нуждаются. Я права?
А что мы видим в этом фильме?
Герой покончил с собой прямо на глазах у своего юного ученика. Причем, избрал для этого самый варварский способ – превращение себя в лежащую на асфальте кровавую отбивную.
Не-е-ет, автор этого фильма точно не ставил своей целью утвердить декадентство – иначе он обставил бы все красиво и изящно… Бокал с цианидом, например… И какая-нибудь философская пошлость в конце…
Да-да, я считаю философию упадничества пошлой.
Итак, давайте подумаем, что будет с этим мальчиком? С человеком, только что увидевшим крушение всей веры и жизни своего наставника?
Какой путь ему остается? Взбежать по лестнице и шагнуть следом?
Наш герой не подумал об этом… Он не подумал о человеке, за которого ответственен, т.к. учитель всегда отвечает за ученика. О человеке, который верил ему, любил его… Если он так любил факты – мог бы соврать ученику, что уезжает, и сделать это тихо, чтобы никто не знал. В конце концов, в мире миллионы христиан. Что стало бы с ними, узнай они об этом?
Но нет, такая мысль даже не пришла ему в голову.
Самоубийцы были всегда. Но, скажите, кому-нибудь придет в голову резать вены на глазах у родителей? Или прыгать из окна на глазах у своих детей?
А тут мы видим именно это.
То есть, человек находился в настолько помраченном состоянии, что самые естественные мысли даже не пришли ему в голову. Или пришли, но ему было уже все равно – *раз все умрем, то какая, собственно, разница, как и когда?..*
Далее – почему он был в этом состоянии? Что его вызвало? Тут вроде понятно – крушение его идеалов. И он настолько ушел в себя, переживая это крушение, что не видел ничего и никого вокруг. Ну как же, я оказался неправ, дискредитировал себя в глазах мальчика! Какой кошмар! Кошмар, который нельзя пережить!
В общем, как сказал Кураев, православное мировоззрение отвечает *нет* на вопрос красавицы к зеркалу: «Я ль на свете всех милее?»
Но понять это желают очень немногие…
Нет, не так – понять-то могут все, а вот принять…
Я тоже не могу этого принять. Может быть, на месте того священника я поступила бы так же, кто знает… Как видите, я с собой честна. И с Вами тоже.