Мой небосвод и чист и ясен
И полон радужных картин,
Не потому, что мир прекрасен,
А потому, что я – кретин.
Констатировать голость короля - акт не зоркости и не ума, а чужеродности
двору и хамства.
Михаил Веллер о культурных «общечеловеческих ценностях»
Мне кажется, спор – это in nuce очень коварная вещь. Из-за одного того, что начал спорить, не хочется уступать. Выискивая все более убедительные доводы, находишь их (и то не всегда), а потом за них держишься не столько потому, что восхищаешься их убедительностью, столько для того, чтобы не проявить непоследовательности, «слабости».
Наши представления о жизни, культуре, человеческих отношениях, если верить тому же Веллеру – это мифологизированное социопсихологическое пространство с архетипической структурой. И по этому пространству регулярно шествуют голые короли.
Знаете, какая вещь является самой невидимой для нас в мире?
Очки на нашем носу.
читать дальшеУ каждого из нас есть они – очки нашего воспитания. Мы видим сквозь них, но их мы не видим. И, ergo, не можем снять, мы даже и не подозреваем, что нам надо что-то снимать. Их может заметить и попытаться снять только другой человек, со стороны. Но, увы, ему это не удастся – стоит ему лишь протянуть руку, как мы начнем уворачиваться, кричать, отбиваться и защищаться.
Наверно, каждый из Вас замечал одну вещь. Вы знакомитесь с человеком, видите, что он остроумен, блестяще образован, эрудирован, подкован во всевозможных областях. Вы начинаете хорошо к нему относиться – он отвечает взаимной доброжелательностью. И вот, Вы с ним касаетесь какой-то умной, «вечной» темы, и… Словно по мановению волшебной палочки умный индивидуум превращается в форменного идиота, ну хоть смирительную рубашку на него надевай. Чем убедительнее Ваши доводы – тем хуже они слышатся. «Посмотри, ну посмотри же, он же голый, ну явно голый, этот король! Ну как мне еще тебе доказать?» И снова никакой реакции. Почему? Вы ошиблись, когда посчитали его умным? Нет. Может быть, Вы сами не правы? Очень может быть. А если Вы точно уверены в своей правоте?
Когда споришь с человеком, имеешь дело не с истиной, а с мифом, с воображаемой реальностью, которую нельзя исправить, и часто нельзя даже скорректировать. Он, этот миф, похож на прозрачную стенку перед человеком. Visibility... Можно сколько угодно бить по нему, но Ваши удары будут проходить сквозь него. Но вероятность разбить об него свои пальчики очень велика
Он похож на студенистую массу, на тело медузы, которое постоянно выскальзывает из рук. Мифу невозможно причинить вред – от его упругого тела все отскакивает, отваливается, отклеивается. Оно как будто покрыто кислотой, которая растворяет любой металл. Вы режете миф ножницами – они плавятся у Вас в руках. Вы рубите топором своих аргументов – он застревает в стене, да так, что невозможно вытащить.
Даже если Вам и удастся прорубить в нем трещину, окно, дыру, или даже полностью разорвать, разрубить его – не стоит радоваться. Его тело быстро самовосстановиться, регенерируется, как конечности у гидры, возродиться ако птица феникс, или как тело терминатора Т-1000 из известного фильма... А у создателя мифа останется к Вам негативное отношение – как же, Вы посмели покушаться на ЭТО! Да кто ж Вам позволил! Вы заставили его терпеть психологический дискомфорт…
И в результате появляется раздражение, злость на человека, хотя он не желал ничего плохого, наоборот, он желал только добра, хотел глаза раскрыть… Ага, раскрыл на свою голову
И это еще в лучшем случае, когда один оппонент прав, а другой – нет. Ведь бывает так, что оба не правы.
Итак, спор - это война Дон Кихота с ветряными мельницами или двух ветряных мельниц друг с другом.
Иногда мне становится жутко, когда я представляю наше мировоззрение в виде огромного пастбища, на окраинах которого всегда пасется козочка по кличке «Мораль», По нему постоянно разгуливают голые короли, а на нем стоят шкафы с обязательными веселыми скелетами внутри… В этом поле есть открытые стеклянные двери с собственноручно прибитой надписью «Вход воспрещен», и предусмотрительно прикрытые ветками ямы-ловушки для кабанов… На дне которых хищно вытягиваются острые, собственноручно обструганные ножичком осиновые колья. Вверх, навстречу такому желанному телу жертвы.
Все это напоминает фильм «Матрица», который, на мой взгляд, отражает одно из положений всех в мире религий – Проснись и смотри! Этакая классическая антиутопия. Все они твердят, что человек обманывается насчет мира, только вот степень обмана во всех разная… Но это уже совсем другая история.