Я делаю всё, что можно, но от судьбы, как от печенья, не уйдешь.
Гомер Симпсон (Homer Simpson)
Намедни Альксет задал мне вопрос - А чем Вам не нравится Зейберг? И я задумалась - и правда, чем же собственно, товарищ Зейберг не хорош?
Хочу сразу отметить, что я считаю Марка Зейберга хорошим актером и талантливым человеком, заморочившимся на свою трактовку образа, а не пытающимся "играть Крегера", что важно. В отличие от Мартина Маркерта, он не клон_ака_бледная тень Камараша, он реально другой и самобытный.
Вообще, заморочиться на свою трактовку после Вены-1992 и Вены-2005, после четыре раза платинового ДВД - это смело и вызывает уважение. Это как нам написать что-то и подписать фамилией Толстой. Или Достоевский.
Он реально хорошо поет, хорошо двигается и прекрасно выглядит, что для этой роли, ИМХО, тоже важно. Человек, впервые увидевший постановку именно с Зейбергом, не будет разочарован. Собственно, моя критика не того рода, что "ах, ужас, испортили!", а скорее "хочется идеала и абсолюта, а его нет!", и все следующие соображения можно воспринимать исключительно как придирку, но у меня есть эти мысли, и я хочу ими поделиться.
Итак, Марк Зейберг и его Дер Тод.Итак, Марк Зейберг и его Дер Тод.
Зейберг красив и знает это. Более того - прекрасно сей факт осознает и управляется со своей красотой, со своими телом, голосом и лицом очень ловко, как стоматолог с бормашиной. Но почему он постоянно смотрит в зал, а не на Ее Величество? Что он в зале забыл? Вроде бы, играет достаточно мужественный, маскулинный образ, но в этой маскулинности нет главного - настоящей, страстной, искренней тяги к женщине, затмевающей все остальное. Если товарищ Камараш буквально пожирал ее глазами и такое ощущение, будто он вообще забыл, что они тут не одни и на сцене ваще-то (кто-то даже пошутил, что там только кровати не хватало), то товарищ Зейберг словно постоянно таскает с собой огромное невидимое зеркало, в которое смотрится дабы убедится, все ли правильно делает.
Его Последний танец - это почти балет с отточенными жестами, позами, взглядами и движениями (он точно сенсорик, сто процентов, возможно, даже, Штир), тогда как у Дер Камараша эта же сцена - форменная истерика, которой она по сути и является. Он бегает по помосту как помесь танка Т-34 с орангутангом, шипит как гибрид лебедя с французским бульдогом, дергается как под током и постоянно перекашивается в лице. И ему веришь. Веришь, что он вены зубами бы вскрыл, если бы были, только бы свадьбы этой не было, буквально видишь его мысли: сейчас она пойдет с ЭфДжеем обниматься, вот сейчас, как с этим жить, как жить? И т.д. Это истерика ревности. И этого нет у Марка. У Марка вообще нет истерик, сплошной самоконтроль и холод, несмотря на довольно плотный в некотоыре моменты... эмммм... контакт, внутри он холодней десятка Крегеров. И это не потусторонняя, мистическая, инфернальная холодность, а металлическая. Он похож на пулю, летящую Сиси прямиком в лоб.
Я не верю, что Зейберг ревнует. Скорее, он раздосадован и обозлен тем, что все идет не по его плану. И такова вся его трактовка. Дер Тод у него - функция, неотвратимый итог, лезвие меча, занесенного над жертвой. Он напоминает Эсэсовца чем-то.
А ГДЕ, БЛИН, ИВИЛ-ХАОТИК??? Где энтропия, где, елки зеленые, интенсивная диссипация энергии, там же сплошной самоконтроль, идеально упорядоченная система и функциональность!
В конце вообще удивляешься, что он с таким рвением целует эту чужую ему в общем-то тетку, ну все равно как на Вас бы хирург набросился с поцелуями. Или полицейский вдруг начал пожирать Ваше лицо.
Нет, возле той самой Смертячьей кареты он ее вполне убедительно трогает, более того, руки распускает похлеще Дер Камараша, хотя куда уж хлеще, но... ровно один раз, без огня и это тоже, блин, работа. Одна сплошная работа, профессионализм и педантизм (может, он правда Штир?..) Мол вот надо сейчас так делать чтобы получить гефешт в будущем. Час настал, пора дать волю рукам. Он трогает ее также, как Камараш передает заточку Лукени. Ибо нада. Для дела.
Дальше он к ней вообще не подходит, не трогает, до самого Энда, мол мавр сделал свое дело, мавр может уходить, поели - можно и поспать и т.д.
Он похож на робота. На модель идеального представителя арийской расы. На вшитую в БИОС этого мира функцию судьбы и рока, которая всегда отлажено работала, а тут вдруг что-то пошло не так. Но это сбой системы, а не... не любовь. Любовь по Бернарду Шоу — это грубое преувеличение различия между одним человеком и всеми остальными. Для него же походу разницы особо нет. Тод Зейберга - слово, начертанное на стене кельи Клода Фроло. Он - неизбежность. Он все делает для мироздания, для порядка, для правильного хода вещей. Не для нее. Он в ней не особо заинтересован. Точнее, может даже и любит ее, по-своему. Как кусок пазла, который надо заботливо положить на правильное место. И дело не в том, что в Марке "нет ничего потустороннего", как выразился один из рецензентов, Дер Камараш тоже вполне себе посюсторонний, дело в том, что Зейберг - это грубая и механическая сила машины, он сначала у меня ассоциировался с Терминатором даже, и вовсе не из-за черного кожаного костюма. А еще он периодически пытается ее пугать. Зачем, для чего? Сиси Тода не боялась с первой секунды, и Тод это знал. Она боится другого, боится того факта, что ее саму к нему тянет. Но в первых Тенях он так агрессивно демонстрирует ЧС, что она аж вздрагивает и отскакивает от него. Гениально, блин!!! Рушит единственное, на чем мог бы выехать. Вместо того, чтобы бить в эту точку, мол я нужен тебе, я тебе нужен - надо напугать. Не боится меня, так пусть будет. Она дрожала как осиновый лист!! Зачем?..