Рецензии1) Юлия Вознесенская, "Путь Кассандры или приключения с макаронами". Православная апологетическая книжка в жанре фэнтези. Очень давно хотела это прочитать, еще с юности, когда с ужасом и замиранием сердца дрожащими руками держала "Мои посмертные приключения" этого же автора и думала о том, как это будет у меня.
Очень любопытная книжка про времена Антихриста и мир будущего, где все стандартизированно, где люди заворачиваются в пластик и пьют фруктово-рыбные энергетики, почти все свое время проводя в Реальности - искусственно смоделированном по желанию человека мире, где можно делать все, что хочется. В Реальность можно приглашать друзей и играть там в любые сюжеты, воссоздавать любые интерьеры, эпохи, внешности и одежды. В обычном мире люди не обращают внимания на свою внешность, не красятся, носят одинаковые зеленые комбинезоны с карманами (костюм планетянина), разговаривают только на "планетном" (английском), потому что в Реальности, которую человек для себя избирает и изменяет по своему желанию, он как раз и выявляет свою сущность, свое подлинное «я». Вот поэтому они не придают значения ни одежде, ни своей внешности на грубом уровне действительности.
У них у всех, у "планетян", есть возможность изжить в Реальности любые свои комплексы, создать мир, в котором побеждают именно их идеи и ничьи другие. Их собственный мир, ими сотворенный и им подвластный. Разумеется, они видят это прекрасным, и в действительности (в "нереальном мире") лишь едят, моются и работают, все остальное время проводя в Реальности. У каждого планетянина на большом пальце правой руки есть персональный код, с помощью которого он покупает себе еду, идентифицирует свою личность и вообще живет. Думаю, аналогия понятна. Те, у кого нет кода, называются асами и за ними охотится экологическая служба, отстреливая их как бешеных собак. В общем, тот еще мирок будущего.
Главная героиня работает дизайнером Реальности - то есть, придумывает для других людей сюжеты и приключения, которые они потом в своих реальностях проживают. Героиня - примерная планетянка, поклоняется Мессии, который заправляет этим новым миром, поет гимны, живет в Реальности и так длится до тех пор, пока в ее жизни не появляется ее бабушка, которая не обладает персональным кодом и живет совсем по-иному.
Вообще, читать это было страшно и больно до слез. Особенно описания жизни людей в обители - про все эти огурчики, ягоды, подрясники, свечки и макароны. Но я тут не буду писать, почему именно, это слишком личное. Сценарий же, кстати, выглядит вполне реально - посмотрите сами, как быстро все меняется, еще совсем недавно, когда я училась, я через весь город бежала в интернет-клуб с дискетой в кармане чтобы отправить подруге сообщение, а теперь выход в Сеть есть у любого чуть ли не с утюга или с зажигалки. Может быть, наши социальные Сети, айфоны, связывающие тебя через эти Сети со всем миром в любую секунду - это и есть предвестники Реальности?
2) Сюсаку Эндо, "Супружеская жизнь". Ужасно тяжелая книга. Не понравилось совершенно. Гадость. Ощущение, будто жабу потрогала, хотя нет, жабу трогать приятнее. Тошнит от всех героев. Тошнит от автора, который это все развел ради "великих идеалов", а на самом деле пропагандирует перманентное несчастье длинною в жизнь. Я не могу просто спокойно смотреть на то, как людей убеждают, что их несчастность нормальна в то время, как они могут быть счастливыми. Хочется орать - не слушай его, ты же можешь по-другому, так иди и делай, не мучайся, тебе никто не скажет спасибо потом, тебя никто не погладит по голове, а сам ты себя проклянешь, да поздно будет. Сразу возникает мысль, что вот из-за таких "инженеров человеческих душ", которые возвели страдание в статус нормы, и переполнен домик из красного кирпича в центре Ярика, зловещий такой домик, который "Городская онкологическая поликлиника". Сначала они годами живут и маются, а потом часами сидят в очереди за антибластомными препаратами и антиметаболитами. Спрашивается, зачем??? Япония ведь не мусульманская деревня, где без мужика семья обречена на гибель, и приходится целовать ноги любому, если хочешь выжить. Любая подавляемая потребность перерождается в болезнь. А такие вещи, если честно, развиваются в самые неприятные виды онкологии. Оно кому-нибудь надо? И еще просто дико тошнит от описания бытовухи. Даже страшно - может у меня тут отклонение какое, это ведь в принципе, норма - то, о чем он пишет. А я не могу об этом спокойно читать. Вообще, я поняла, что японская художественная литература не для меня, не благодатно мне такое читать - что Рю Мураками, что Танидзаки, что Эндо вызывают острое желание повеситься на ближайшем дереве - только бы не жить в таком мире.
3) Артур Шопенгауэр, "О Ничтожестве и горестях жизни". Про эту книгу ничего не могу сказать, ее надо не анализировать, а просто читать. Мне очень в настроение и в тему.
4) "Ночь нежна" Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Сам автор как-то сказал о себе, что ему суждено вечно оставаться первым во втором ряду американских классиков. Под первым же рядом он подразумевал Хэмигнуэя и Фолкнера. Ну, не знаю, мне так Фолкнер не нравится. В своем психологическо-социальном романе Фицджеральд описывает жизнь богатых американцев-экспроприантов, богему, "захватившую" Париж, Милан, Лондон, Мадрид - в то время они были везде, те, чьей страны не коснулась война. Сюжет довольно прост: молодой и талантливый врач Дик Дайвер женится на своей богатой пациентке Николь. Николь - чикагская миллионерша, однако она, скажем мягко, не совсем здорова. А если совсем откровенно - у нее шиза, развившаяся из-за того, что родной отец растлил дочку в 16 лет. Разумеется, отец всеми руками и ногами за брак Дика с Николь - еще бы, не так много желающих жениться на ненормальной, даже если она богата как Скрудж.
Книга очень кинематографична, автору на бумаге удается применить и ретроспекцию, и монтаж, и даже параллельный монтаж.
Читающие эту книгу все наперебой сопереживают Дику, ищут причины по которым "Дик Дайвер проиграл свою битву" и винят Николь, "красотку с причудами". Мол, это все так ужасно, их брак - вид духовного каннибализма, она высосала все соки из бедного парня, заключившего кабальную сделку с богами, женившись на больной. Но, минуточку, никакой сделки он не заключал. Он искренне влюбился в Николь, хотя это и весьма странные отношения, возможные лишь в том случае, когда один из них болен, зависим и слаб.
Все так его жалеют, но ведь никто не задается простым вопросом - почему? Почему Николь в итоге предпочла обычного парня Томми своему блистательному, идеальному, альтруистичному мужу?
Да все просто, на самом деле. Там есть потрясающая фраза, сказанная Николь как раз этим Томми: "Ты когда-то давно болела, и он решил, что ты будешь болеть всегда". Меня ужасно огорчает это в людях - когда они свято верят в то, что твой поступок или черта характера, которая была раньше - эктраполируется теперь на всю твою жизнь. И ты не отмоешься от ярлыка и не сдерешь клеймо вместе с кожей. И надо потом "доказывать" и прочая лабуда. Ненавижу что-то кому-то доказывать.
Все дело в том, что для Томми она была здоровой. А для Дика так навсегда и осталась больной. И поэтому она с Томми, а не с Диком, хотя Дик во всем выигрывает у Томми. Во всем остальном - кроме этого.
В общем, книга - неприкрытая и обличающая патография, основанная на реальной жизни автора, у которого была больная жена Зельда. Написана в стилистике "Города желтого дьявола" Короленко и очень трагична. Бедная Зельда, мне ее искренне жаль. Жить с таким человеком - самоубийство. Не случайно она написала ответную книжку "Оставьте мне вальс", где изложила взгляд со своей стороны, и за книжку сию муженек чуть не сжил ее со свету. Он, видите ли, обиделся. И это женщин называют нелогичными, о, кошмар...
5) Рэй Бредбери, "Апрельское колдовство". Очень странное впечатление вызвал этот рассказ. Как только я начала его читать, сразу подумала: "Бинго! Теперь я знаю, откуда Стэфани Майер позаимствовала идею своей "Гостьи"! Обидно за классиков, ибо идея Майер в точности повторяет идею Бредбери. Наверно, современный читатель назвал бы Колдовство наивным, глупым и избитым, но мне понравилось - вечные темы, вечные проблемы и чувства. Романтика. Красота. Мое, да.
6) Гийом Мюссо, "Спаси меня". Новый классик французской прозы и автор "талисмана для всех влюбленных" пишет на редкость странно. Бред из сопливой любови и дикой нелогичной мистики с выходцами из гробов, призванными исправить ошибки Небес. Главные герои смотрятся как овечки на лугу, их поступки и эмоции ну для меня лично нелогичны чуть более чем полностью. Как можно настолько влюбиться в человека за пару дней??? Как??? Короче, если там и есть глубокая философия - я ее не поняла. И, мне кажется, лучше читать французских старых классиков, а этот мальчик, похоже, просто делает имя на популярной теме.