Во всех делах человеческих постоянство есть высшее проявление силы.
Оноре де Бальзак
Оноре де Бальзак
В последнее время часто думаю об этом. Навеяно комментариями к предыдущему посту. Лев там заметил, что фраза героев Нотр-Дама - "Я душу Дьяволу продам за ночь с тобой" ему не близка, ибо обмен не равноценен, ставить страсть выше себя недопустимо, рассуждать так может только наркоман, а жалеть наркомана он не будет.
И тут я задумалась... Намедни Алькс показывал нам фильм "Прекрасная Смоковница" - французский арт-хаус, потрясающее кино. Всякие пространные-грустным мыслиИ там один из главных героев, Отто, влюбился в девушку из своей школы, Жони, а она предпочла ему молодого симпатичного препода. (Луи Гаррель, кстати, в этой роли был прекрасен). Отто узнал о предательстве Жони и на глазах у всего класса прыгнул с балкона школы. Разбился насмерть. И вроде бы, здесь хочется вспомнить книжку Бердяева о самоубийцах, порицать за слабохарактерность и глупость, но... не могу. В другом мире, возможно, могла бы. В мире, где все похожи на священника Андрея Ткачева, где все разумно и правильно - да. Но в нашем мире, где все какое-то... одноразовое, где отношения начинаются и тут же заканчиваются, где они словно сделаны из тонкого-тонкого пластика, используемого для изготовления вилочек для кафе... Смотришь - вроде все красивое и целое, а повертел в руках, сжал в кулаке - и пишите письма.
Я не знаю, откуда это идет, почему и как, но... периодически у меня возникает ощущение, что мир вокруг состоит из бумажных стаканчиков, пакетов из Мак-Мастера и бахил для ног. Все какое-то... временное. Временные тарелки, вилки, соц. группы. Все меняют всё - работу, города, страны... В нашем веке расстояния перестали быть проблемой, но появилась другая проблема - какой-то неприкаянности. Мы не задумываясь можем рвануть с места, порвать отношения, пренебречь той самой потребностью в аффилиации. Каждый словно задает себе вопрос - "а мне оно надо?" - и отвечает отрицательно. А тут... Человеку было НАДО. Вот действительно надо. Надо настолько, что он с крыши прыгнул. Нет, я не оправдываю и не восхищаюсь, и по-прежнему против самоубийства, ибо грех. Просто во мне вызывает некую... ну симпатию что ли герой, еще способный на такие сильные чувства, на переживание такой чистой эмоции, на постоянство до смерти, еще могущий поставить что-то, точнее, кого-то выше себя самого. А много ли из нас это может? Самое удивительное что в этом динамичном и временном мире люди-то все сплошь несчастливые. А почему? Да потому что "быть грустным — это значит всё время думать о самом себе". (С) Авва Илларион. Да, нам кажется, мы заботимся о себе, но на самом деле лишь окружаем себя всем сплошь временным и компромиссным. Мы намедни разговаривали об этом с Гориславой. О компромиссах и крайностях. Она - человек компромиссов, а я - человек крайностей. Нет, мне совсем не хочется никого переубедить, мне люди нравятся такими, как они есть, я просто хочу объяснить - почему я так думаю.
Дело в том, что компромисс обесценивает обе крайности, в нем нет силы, нет чистоты цвета. Вот у Льюиса есть отличный пример - компромисс между гордостью и самоуничижением: считать себя не слишком хорошим, но и не самым плохим, мол есть люди и похуже, а есть и лучше, да... Однако такая гордость не поднимет сердце, словно зов боевых труб; ради нее не оденешься в золото и пурпур. Такая скромность не очистит душу огнем, не сделает прозрачной, как стекло, не уподобит нас ребенку, сидящему у подножия трав. Чтобы увидеть чудо, надо смотреть снизу — Алиса стала очень маленькой, чтобы проникнуть в сад.
Умеренная, разумная скромность лишает нас и поэзии гордости, и поэзии смирения.
И все умеренное, полумерное - лишает нас плюсов обоих полюсов.
А если кто-то продал Дьяволу свою душу - значит, у него в жизни было что-то субъективно для него ценнее своей души.
Я не знаю, как вы, но я безумно устаю от необходимости постоянной адаптации, от того, что сегодня одно - а завтра другое, и только ты привык, прикипел - все меняется, словно кто-то повернул трубу калейдоскопа, слеклышки едва уловимо, но бесповоротно сдвинулись, а узор уже совсем другой. И надо отвыкать, переклеивать все в себе. Фауст просил остановиться прекрасное мгновенье, а мне просто хочется, чтобы оно уже хоть как-то остановилось. Наш мир словно состоит из раздвоенных людей, у которых работает то правое, то левое полушарие, хоть так и не бывает согласно межполушарной ассимметрии. Но мы реально то слишком логично-рациональны, то слишком импульсивны. Наше мышление не дискретное и не симультанное - оно скачет по синусоиде от одной крайности к другой, а целостности в человеке-то нет. Отто был хотя бы... нет, не целен - одновектернен. У нас же постоянная направленность то на одно, то на другое. Мы то рациональны, то импульсивны, а в общем - не то и не другое. Я не понимаю современных людей - они и прагматичны и эмоциональны одновременно, но... словно и то и то - наполовину. Елочки зеленые, я не знаю как выразить свою мысль... Наш мозг так устроен, что с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, а с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта. Но это работает как-то... в гармонии. А мы строим планы и воспринимаем объект - но не делаем этого вместе, в синхронно. Не строим планы относительно конкретных объектов, вот.
Я просто хочу пройти по жизни с кем-нибудь вместе. Вот так-вот рядом с кем-то провести жизнь, проходя какие-то этапы вместе. С одними и теми же людьми. С теми, кто есть сейчас. Мне не нужен кто-то поновее. Хочу в свои 80 лет так же сидеть напротив Аурис с чашкой кофе (или что там его будет заменять через 53 года?) как и 8 лет назад, и обсуждать то, что будет актуальным для нас в том далеком будущем так же, как мы обсуждали экзамен по истории науки в уже далеком прошлом. Неужели я так много хочу?.. Неужели это невозможно?..