Если я не стою за себя, то кто встанет за меня?
Если я только за себя, то кто я?
Если не сейчас, то когда?
Изречение из Талмуда, Мишна, Абот
К завершенью идет третий акт – все должны быть мертвы
Йовин, «Шекспир»
В этом фильме меня больше всего удивило собственное впечатление от него. Я просто не ожидала, что мне ТАК понравится.
Нет, я не критик, я в целом зритель благодарный, и стараюсь видеть светлое почти в любом кино, ну разве что кроме совсем уж мерзких вещей типа «О чем еще говорят мужчины».
Однако этот фильм мне понравился безмерно, и, что странно, не тем, как показана война, не патриотизмом, не актерской игрой, а идеей.
Идеей, которая проста как пареная репка – героиня ведет себя адекватно и не являет в финале бездыханное тело.
Её не заставили истечь кровью травмы, полученные о реальность, её действия приводят к какому-то нормальному положительному результату, а не к очередному поруганию идеализма. Дело в том, что это первый и пока единственный на моей памяти такой случай. Ибо во всех других произведениях искусства подобные героини в финале как раз являли собой недвижимое тело, и, самое ужасное, ЭТО СТАЛО НОРМОЙ. И меня всегда огорчала такая вот «норма», потому что я ее нормой не считаю.
Подобные героини – это девушки, похожие на меня. ЭИИ, проще говоря. Ксения тоже ЭИИ, мне кажется, ибо она явно интроверт-этик-интуит, но не виктим. Виктимы же бесстрашные, а она боится, боится явно и откровенно, боится все два часа, что идет фильм.
Она ведет машину, вцепившись в руль (прямо как я ), она боится карты (ну точно как я), она шарахается от простого грузовика, она боится собственную мать, боится будущего и прошлого, и, как итог - в каске и бронежилете трясется в военной машине и твердит себе «Только не орать, только не орать! Смотри откуда страшно!!!»
Далее«Подобные героини» - это Бесси из «Рассекая волны», Сельма из «Танцующей в темноте», Кларисса из книжки Ричардсона и Лиза из одноименной повести Карамзина. И еще – конечно, Жюстина де Сада.
Вот честно – при прочтении последней книжки хотелось чем-то тяжелым стукнуть великого основателя садизма. Нет, дело даже не в эротике – в современном мире, где каждый второй школьник читает НЦ-шные манги, манхвы и аниме, где от комикса про мальчиков-акул у меня по спине бегали мурашки размером с сайгака, возмущаться эротизму Жюстины было бы странно. Да и потом, все мы взрослые люди, и можем сами решить, что нам надо, а что нет. Да и вообще… как говорил Льюис, грехи плоти – пресквернейшая вещь, но сущая ерунда по сравнению с грехами духа.
Вот тут как раз делово вторых.
Дело тоже в идее.
В той же самой. А именно – если ты не циник, а такой вот нежный романтик, судьба твоя – найти приют в виде расчлененного тела в ближайшей помойке. И никаких гвоздей, то есть никаких альтернатив.
Мне многие говорили, что я очень похожа на Бесси из «Рассекая волны». Что ж, так и есть. Когда я смотрела это кино Ларса фон Триера, мне было элементарно страшно, ибо это просто… Ну просто зеркало какое-то. Я узнавала себя в ней. Нет, не во внешности, в самой сути - у меня даже голос такой же в жизни, интонации, выражения, манера речи и т.д. Я также смотрю, двигаюсь, веду себя с людьми. И жмусь по углам.
Жюстина – девушка из той же «компании», того же поля ягода. И что меня злит, так это судьба всех таких героинь. Они там сговорились в астрале что ли, эти великие поэты-писатели? Зачем все время вот так? Зачем все время их мучают, убивают и т.д.? Лиза утопилась. Кларисса умерла просто от горя, Бесси погибла, Сельму казнили. Ни одной не то что счастливой, а хотя бы более-менее нормальной судьбы, где героиня хотя бы не являет собой хладный труп в финале.
Однако, тут закономерен вопрос – почему именно Жюстина, и почему у тебя, LAW, претензии к господину де Саду, а не к тому же Ларсу фон Триеру, раз ты похожа на его Бесси и т.д.
Знаете, тут есть на первый взгляд незаметная, но очень существенная разница: если предыдущие героини просто пришли к этому «по логике» сюжета, то в «Жюстине» такая идея была заявлена с самого начала.
И разница в том, что товарищ де Сад, ничтоже сумняшеся, сразу сообщил: человек типа Жюстины обречен заранее. Зло торжествует, добродетель низвержена и т.д. И «без права переписки», как говорится.
По сути, идея этой Жюстины – будешь вот такой, закончишь свою жизнь вот так-то. Она даже называется – «Жюстина или несчастная судьба добродетели». Мол, альтернативы не имеется.
И вот это просто вышибает почву из-под ног. Дядя, откуда Вы взяли сию информацию? Эту железобетонную уверенность, которая, как я думала раньше, свойственна лишь 21 веку, ан нет…
Нет, я не такая, как Ксения. Я ужасный человек. Без иронии. Я и не такая, как все остальные перечисленые, я лишь похожа, именно, похожа: мимикой-жестами, тем, что мне также не свойственен цинизм, и поэтому…
Знаете, я периодически встречаю разных, преимущественно юных людей из компании Сергея А., которые, словно сговорившись, играют одну и ту же мизансцену. Чуть прищуренный взгляд свысока, косая ухмылка одним уголком рта, и фраза, всегда одна и та же: «Детка, ты ведь совсем не знаешь жизни! Вот пройдет время и…» Здесь текст разнится. При этом их не смущает, что «детка» их старше лет на 8-10 и суммарно у нее жизненного опыта больше раза в три. Нет, люди твердо уверены, что если ты не покрылся защитной кровавой коркой цинизма, то…
Да что там коркой!
Если ты не оделся в цинизм как в ламеллярный панцирь, если не вооружился им как викинг «датским топором» с особо длинным топорищем – разумеется, ты не знаешь жизни, а как же иначе.
Знать жизнь и быть при этом не циничным – нереально, что-то на грани фантастики. Так врач, который не воспринимает человека набором органов, не воспринимается человеком же как профессионал. Откуда это вообще?..
Откуда это повсеместное следование афоризму «Не желая признавать, что жизнь согнула его в бараний рог, он называл себя тёртым калачом»?
Неужели жизнь настолько плоха, мир настолько ужасен, что он может только ранить, уродовать и наносить шрамы, и ничего больше?
Нет, я бы нормально к этому относилась, будь мне 17 лет, но друзья мои, помилуйте, мне 26, я уже взрослая тётя, посему, если еще кто-нибудь выдаст сей сакраментальный текст – покусаю.
Так вот, мы плавно подходим к, собственно, фильму.
Это кино прекрасно тем, что в нем нет всего вышеперечисленного.
Добрая, нежная и НЕ ЦИНИЧНАЯ девушка, которая отнюдь не Электра и не Эмма Фрост, показана там как адекватно действующий человек, способный добиться своей цели, оставшись при этом самим собой. И не померев, потому что «иначе нельзя».
А что еще про фильм сказать – я и не знаю. Роботы милые. Игра в Космобоя и огненных драконов, которую мальчик придумал для защиты от реальности, мне лично понятна и практически естественна. Наверно, это всё.
Ибо кто я такая, чтобы как-то обсуждать материнский инстинкт и вообще чувства матери, которая спасает своего ребенка?.. У меня нет детей, я ничего в этом не понимаю и не считаю себя вправе выражать какую-то мысль по этому поводу. Я лишь могу увидеть то, что способна увидеть. Поэтому простите меня, пожалуйста, за такую рецензию, которая вроде совсем и не рецензия, и вообще здесь мало о фильме. Но иначе я не могу. Я не могу рассуждать про войну, не побывав там, про потери на войне, никого там не потеряв.
Это нечестно.
У меня нет морального права.
Это… Не знаю, как сказать… Это как-то бесчеловечно. Право думать на такие темы надо заслужить, я считаю, и у меня этого права нет. Посему, я написала только о том, что вынесла из фильма сама. Думаю, другие люди напишут лучше. Простите меня.