Если детская книга — просто верная форма для того, что автору нужно сказать,
тогда те, кто хочет услышать его, читают и перечитывают ее в любом возрасте.
И я готов утверждать, что книга для детей, которая нравится только детям, — плохая книга.
Хорошие — хороши для всех. Вальс, который приносит радость лишь танцорам, — плохой вальс.
Бог говорит с нами лицом к лицу только тогда, когда у нас у самих есть лицо.
Клайв Стейн Льюис
Андрей Кураев однажды сказал в своем интервью: «Иногда невозможно слушать, как кто-то читает вслух твое любимое стихотворение. И не потому, что чтец плохой, а потому, что оно слишком ТВОЁ».
И я в который раз хлопнула себя ладонью по лбу и подумала: «Как же он прав»…
Я всегда так думаю об этом человеке – он словно вскрыл мою черепную коробку и излагает мои мысли.
И мне бы и в голову не пришло, что мне может понравиться, как кто-то что-то пишет на
эту тему какие-то художественные сказки…
Пока я не открыла "Хроники Нарнии".
Кстати… Вот здесь я была не права, абсолютно не права. Признаю. А Вы так легко мне поверили... :)
Хотя, на тот момент я просто не думала, что смогу так увлекаться чем-либо снова… А тут… Бац – и снова здравствуй, Альтернативная Реальность, давно не виделись, я успела соскучиться.
Если б еще недели две назад кто-то сказал мне, что я буду
фанатеть как самый последний фанат, увлекаться ЭТОЙ книжкой как десятилетний ребенок – я бы лишь рассмеялась. И не поверила. :)
ДалееНет, Клайва Льюиса я обожаю давно и прочно, и Вам наверно уже надоела своим обожанием :), но Нарния… Когда в кругу друзей/знакомых разговор заходил о любимых писателях, и я упоминала Льюиса, в ответ все делали такие понимающие глаза и отвечали: «Ааа, это тот, который Нарнию придумал»…
Внутри у меня все кипело и бурлило, как в Везувии. :) Какая Нарния, люди, Вы чего? Это же серьезный писатель, архитектор человеческих душ, гений психоанализа почище Фрейда! Именно он создал «The Pain».
И «Письма Баламута».
И «Просто Христианство».
И «Расторжение брака».
И «Пока мы лиц не обрели», которую я еще не осилила.
И множество других серьезных психологических произведений. А эта книжка для детей… Ну, была она, и что… Ну, писал на досуге для деток… с каждым бывает…
Это не «человек, который придумал Нарнию», это просто великий писатель Клайв Льюис!
Если уж быть откровенной: читать Нарнию мне не хотелось – точнее, я боялась её читать. Боялась срезать себе восторженное впечатление о нем. Нарния ассоциировалась с чем-то типа «Темных Начал» Филипа Пулмана, или «Гарри Поттера», а Гарри я не люблю (да простят меня его фанаты).
Но 9 января я прибиралась дома, и случайно (совершенно случайно!) взгляд упал на телик, где и показывали фильмы по Нарнии. И вот я тисками не могу себя оторвать от этих книжек.
И… Да! Это «Человек_Который_Придумал_Нарнию»!!!
Это настолько прекрасно, что у меня нет слов.
Это настолько мое, родное, близкое, настолько понятное и вместе с тем – совершенно новое, что у меня нет слов. Это выше моих сил.
Хочется просто сесть в лодку и плыть, плыть туда, за самый край света – где невыносимо синее море устилает ковер из бело-золотых лилий, и где начинается страна Аслана. Только вот меня никто туда не возьмет. «Ни один человек не знает, насколько он плох, пока по-настоящему не постарается быть хорошим. <…> Мы никогда не узнаем силу импульса зла внутри нас, если не попытаемся противостоять ему».
Я пыталась. И вроде как знаю.
И – меня никто никогда туда не возьмет.
Но я ведь могу хотеть, правда?..
Думаю, автор этой книжки бы не запретил - он настолько любит своих читателей, что и представить нельзя.
Обычно авторы самоутверждаются на читателях.
А он их любит.
Когда один из его читателей - девятилетний американский мальчик по имени Лоренс испугался, что любит Аслана больше, чем Иисуса, его мать написала К. С. Льюису на адрес издательства «Макмиллап». И всего через 10 дней, 6 мая 1955 г.пришел вот такой ответ:
«Дорогая миссис К…
Передайте Лоренсу от меня, с любовью:
1) Даже если бы он любил Аслана больше, чем Иисуса (очень скоро я объясню, почему это невозможно), он не был бы идолопоклонником. Идолопоклонник делал бы это сознательно, а он изо всех сил старается с собой справиться. Господь прекрасно знает, насколько трудно нам любить Его больше всех остальных, и не будет сердиться на нас, пока мы стараемся. Он нам поможет.
2) Но Лоренс не может на самом деле любить Аслана больше, чем Иисуса, даже если ему кажется, что это так. Все слова и дела Аслана, за которые Лоренс его любит, сказал или совершил Иисус. Так что когда Лоренс думает, что любит Аслана, он на самом деле любит Иисуса, и, может быть, любит Его больше, чем прежде. Разумеется, у Аслана есть то, чего нет у Иисуса, — я про львиное тело. Если Лоренса пугает, что львиное тело нравится ему больше человеческого, думаю, он зря тревожится. Господь знает все про воображение маленького мальчика (которое Сам сотворил), знает и то, что в определенном возрасте очень привлекательна идея дружелюбного говорящего зверя. Поэтому, думаю, Он не обидится, что Лоренсу нравится львиное тело. В любом случае, когда Лоренс подрастет, это чувство отомрет само, без всяких с его стороны усилий. Так что пусть не волнуется.
3) На месте Лоренса я бы просто говорил, когда молюсь: «Господи, если то, что я чувствую и думаю об этих книжках, Тебе не нравится и для меня вредно, пожалуйста, забери у меня эти чувства и мысли, а если в них нет ничего плохого, тогда, пожалуйста, пусть это перестанет меня тревожить. И помогай мне каждый день любить Тебя больше в том смысле, который важнее всех мыслей и чувств, то есть исполнять Твою волю и стремиться быть похожим на Тебя». Вот что, по моему разумению, Лоренс должен просить для себя, но было бы очень по-христиански, если бы он добавлял: «И если мистер Льюис смутил своими книжками других детей или причинил им вред, пожалуйста, прости его и помоги ему больше такого не делать».
Поможет ли это? Я бесконечно жалею, что доставил такие огорчения, и буду очень благодарен, если вы напишете мне еще и расскажете, как теперь Лоренс. Разумеется, я буду молиться о нем каждый день. Наверное, он большой молодец; надеюсь, вы готовы к тому, что он может стать святым. Уверен, мамам святых порой приходилось нелегко!
Искренне ваш К. С. Льюис»
!!!
Люди!!!
У меня просто нет слов!!!
Насколько же он тактичный, деликатный и просто замечательный человек!!!
Насколько же прекрасны эти книги!
И самое удивительное - они без агнста не давят тебе на эмоции. И тем не менее - прекрасны.
И я счастлива уже от того, что живу в мире, где это есть. Где живут такие люди. Это ведь отличный повод для счастья, правда?