Нет выше счастья, чем праведно чтить завет,
Каждый себе выбирает свою тропу,
И окрылённая рыба несётся вверх,
А из спины вместо крыльев торчит гарпун.
Сергей Чайкин
Я очень люблю читать книжки Клайва Стейна Льюиса – того самого, что написал «Хроники Нарнии». Есть у него одна потрясающая вещь… Называется «Расторжение брака». Нет, книга совсем не о разводе. Она является полемикой с произведением английского художника и поэта Уильяма Блейка «Бракосочетание Неба и Ада» (1793). В книге Блейка утверждается, что «Добро и Зло только две стороны единого мира, что они необходимы друг другу, что они питаются друг от друга».
А Льюис в своем творении это опровергает.
Он изображает Ад в виде большого города, откуда время от времени едет автобус, чтобы отвезти обитателей Преисподней в Рай, «на экскурсию». В ходе этой поездки они понимают, как нелегко преодолеть «адское» состояние духа. Выходцам из Ада разрешается остаться в Раю, их встречают, им готовы помочь, но все они, один за другим сами бегут к автобусу, чтобы ехать обратно. Не могут они остаться – из-за самих себя. Они хотели получить сразу все, остаться такими, как есть, приобретя при этом себе «высшие блага». Но «нельзя взять в путь все, что у тебя есть, иногда приходится даже оставить глаз или руку».
Очень «белоэтичная» книга. И, что важно, не нравоучительная, не "Православие и русская литература", от которого на стенку лезть хочется. Льюис настолько деликатен, что даже слово "грешник" не употребляется, герои называются просто Призраками.
ДалееПотрясающе Льюис описывает само устройство серого «адского» города. В двух словах, но как емко, как же… почти беспощадно.
В городе постоянно идет дождь, липкий туман окутывает улочки.
И этот "серый мир", населенный прозрачными людьми-Призраками, почти ничем не отличается от обычных наших городов. Там есть все – заборы, дома, ларьки, развлечения, пресса… Свои теологические кружки по интересам. Город очень неуютный – «Время словно остановилось на той минуте, когда свет горит лишь в нескольких витринах, но еще не так темно, чтобы он веселил сердце». Знакомо такое ощущение?.. Мне – да.
Одна лишь особенность есть у этого города – люди строят там дома как можно дальше друг от друга. Не могут жить рядом из-за присущей каждому жителю города склочности. Каждый зациклен на себе и своих правах, не видит больше ничего вокруг. Каждый носится с собственной особенностью как с писаной торбой. И город разрастается в ширину с третьей космической скоростью… Каждому кажется, что его не ценят, ущемляют, обижают – и ему ничего не остается кроме как уйти как можно дальше от обидчика. Что они все и делают. И стоят дома на расстоянии в тысячу миль друг от друга… В Аду с домом просто – вообразил его, придумал, и вот он уже стоит. Так же можно вооразить себе любую вещь - и она появится.
Вновь прибывшие разочаровываются – они хотели «исторических» увидеть, а те далеко… Вот так и растет этот странный город Льюиса.
Зачем я все это пишу?..
Да просто поссорилась я тут с одним Драйзером, и возникло у меня желание собрать манатки и бежать как можно дальше от таких людей как он. Построить дом далеко-далеко и никогда не видеть. И… Я понимаю этих людей из серого призрачного города. Я вижу состояние их души, ибо у самой сейчас такое же. Мама миа, я СЕЙЧАС ИХ ПОНИМАЮ.
И это меня пугает и совсем мне не нравится. Я права, Родион?..