Гильотинирование художником морали – всегда предшествует массовым и публичным казням.

Михаил Веллер, «Человек в системе»


Самое поразительное и самое ужасное в диспутах об искусстве и эстетике – всегда можно сказать, что у твоего оппонента дурной вкус и дурной мозг. И он не понимает красоты своим ограниченным умишкой, он не способен на твои высокие чувства, et cetera. Посему, я даже не знаю, есть ли смысл в подобных рассуждениях, тем более, сегодня многие страдают «троллефобией», но мне все же хочется высказаться.
Итак.
Может, это покажется нескромным, но я считаю себя человеком, понимающим искусство и умеющим сопереживать героям произведений искусства. Даже злодеев мне обычно жалко – мне было очень жаль Снежную Королеву из американского фильма – такую красивую, холодную, сильную, но все равно очень хрупкую и одинокую. Мне жалко Раскольникова, жалко Свидригайлова, жалко даже Коровьева с Бегемотом – будучи бесами, они не способны на творчество, созидание, и посему могут только рушить или поджигать, а от этого внутри не ах как хорошо.
Однако есть такой культовый и очень «слезовыжимательный» фильм, называется «Горбатая гора».
Три Оскара, четыре Золотых глобуса.
Шедевр мирового кинематографа. Тысячи восторженных отзывов и лозунг «У любви нет пола!». Все жалеют героев, ужасаются несправедливости и жестокости общества (по сюжету гомофобы убили Джека). По количеству пролитых зрительских слез он может соревноваться с «Титаником» и «Танцующей в темноте», но… У меня этот фильм не вызвал жалости, а вызвал чувство ужаса, какого-то темного, нерационального, инстинктивного, необъяснимого, зачерпнутого железным ковшом из самой глубины души ужаса.
И я очень долго не могла понять, почему. Почему я, ЭИИ, и вдруг такая черствая, почему мне не жалко бедных людей с их трагедией?
Теперь благодаря книжке Веллера «Человек в системе» я, кажется, поняла.

Внимание! Очень неполиткорректный текст! Либералам просьба не падать в обморок.