00:34 

Про учителей, учеников и Дмитрия Петрова

LAW
Дорогу осилит идущий...
Реальность такова, какой ее описывает язык.
Б.Л.Уорф. Тезис лингвистической относительности


Смотрю проект «Полиглот» с Дмитрием Петровым, что шел по телеканалу Культура. Думаю о том, как бы удивился иностранец, увидев предложение "Косил косой косой косой". И, конечно, не могу удержаться от философствования по поводу учителей и учеников. :)

…Учителя делятся на две группы. Какие? Легко догадаться. Хорошие и плохие. Вроде бы примитив, трюизм, банальность, нужное подчеркнуть... Однако в другой классификации просто нет смысла, на мой взгляд. Нет, конечно, есть официальные категории учителей/воспитателей в науке педагогике, авторитарный стиль, например, и иже с ним. Но сами подумайте, какая Вам разница, был ли Ваш учитель тираном или душкой, человеком, работающим в эмоционально-ценностном или либерально-попустительском стиле воспитания, если в итоге Вы ничему не научились, то есть в этом самом итоге он был плохим учителем?
Как же отличить хорошего преподавателя от плохого преподавателя? В свое время я много думала об этом, тем более что мне довелось побывать по обе стороны баррикад.
Профессионализм, знания, опыт?
Наверно, это придет в голову любому нормальному человеку. Хороший учитель много знает сам, имеет кучу грамот и сертификатов и вообще весь из себя такой профи в очочках.
Ах, оставьте…
Все мои учителя, даже тот молоденький инструктор по вождению, с которым мы разругались вдрызг, прекрасно умели делать сами то, чему учили других. Не в моих правилах преуменьшать заслуги человека, ежели мне он неприятен, поэтому скажу – и моя математичка, и моя учительница английского, и мой инструктор Женя сами прекрасно знали свой предмет. Однако, учась в них, я была полным нулем во всех трех областях знаний. :)
Так в чем же дело? Одно время я думала, что в схеме преподавания. В системе. Хэппи инглиш и тот несносный 25 кадр – изначально порочная система, и я ей просто заразилась, а стоит начать учиться как надо, с грамматикой и всеми временами по порядку – как я сразу заговорю на английском. Или – стоит пойти к ВУЗовскому репетитору – как я сразу освою интегралы, и…
В итоге меня ждало фиаско и тут. Но сейчас, мне кажется, я понимаю, в чем дело и в чем разница между хорошим учителем и плохим. И дело не в опыте, не в знаниях и даже не в уме этих людей.
А в их цели. Нет, не в той цели, что записывают в конспекте урока для вышестоящего начальства и т.д. И даже не в той цели, что у них в голове. А в истинном, подсознательном, тайном мотиве – ради чего они это делают? Что хотят получить в итоге?..
Так вот…
Хороший учитель – это не самый умный, не самый ловкий и не самый опытный, и даже не наделенный самым большим педагогическим талантом типа Макаренко и Сухомлинского.
Хороший учитель – это человек, который искренне хочет и добивается, чтобы ЭТО НАЧАЛ ДЕЛАТЬ ТЫ САМ. Чтоб у тебя просто получилось. Вот он стоит и повторяет раз за разом, столькими способами, сколькими нужно, пока ты не поймешь и самостоятельно это не сделаешь. С этой точки зрения хорошими учителями я считаю хореографов Танелорна и, конечно, Аурис. Она объясняла нам вальс Пять Па до тех пор, пока мы сами не взялись за руки и не поскакали на этих голубцах/падебасках по залу. И было изначально видно, что человек хочет именно научить, а не показать в процессе учения, какой он сам изящный-грациозный-красивый, как хорошо умеет это делать сам и т.д.
Хороший учитель – тот, для кого превыше всего не то, как он смотрится в педагогическом процессе, а результат его ученика. Его принципиальное наличие. И готовность работать до его наличия. Он не скажет: «Ах, какие дебилы кругом, объясняешь-объясняешь, а они ничего не понимают!». Так скажет плохой учитель.
Плохой учитель – тот, для кого важнее покрасоваться, нежели добиться результата от ученика. Именно этим занимался мальчик Женя. Он показывал, как круто умеет водить машину он сам, какой он лихой шофер и вообще классный мачо. Буду ли я когда-нибудь водить – его не волновало. Он «откатывал» свое время, а результат был ему индифферентен. Конечно же, виновата в этом была я – не усваивала его объяснений, он же так старался! Но, по сути, его мотив просто был иным. Нет, кто-то, конечно, сдает на права и у Жени, но это – талант и заслуга его учеников, а не его как учителя. Сдают не все – а его это просто не волнует. Это, кстати, тоже качество плохого учителя, мне кажется. У хорошего учителя учатся все, и он себя сам не будет уважать, если получается не у всех, а только у избранных, хороший учитель не будет заводить себе любимчиков и обращать внимание только на них - это просто не профессионально.

Ибо я не представляю, чтобы у Дмитрия Петрова хоть кто-нибудь не научился бы английскому. Ну нет такого человека просто на всей земле. Невозможно не научиться, когда тебя ТАК учат. Для меня он – идеальный педагог.
…Он перевел частушку про кильку в томате на все основные европейские языки.
Для него язык – это как личность. Это как реальное физическое присутствие в новом измерении. Это как точка зрения на мир – новая, отличная от твоей нынешней. Это как другой мир. Персональная Нарния.
Он настолько понятно и просто объясняет то, что я не могла усвоить годами… что просто диву даешься. Это реально похоже на магию, хотя слово «магия» он употребляет, конечно, в шутку.
А еще хороший учитель отличается от плохого тем, что хороший никогда не заставит тебя чувствовать себя идиотом, и вообще будет всячески повышать, а не понижать твою самооценку.
Когда меня учил водить Женя, двадцатилетний мальчик с кое-как оконченным колледжем в анамнезе, я чувствовала себя последним олигофреном в стадии дебильности. Он убил мою и без того зашибленую самооценку наповал, и она буквально с первого занятия обреталась где-то в районе плинтуса. И, не поверите, я думала, это норма. Я искренне считала, что это просто у меня так плохо получается водить, а бедный мальчик так старается, так бьется... И я думала так очень долго - пока не поменяла инструктора.
А здесь мы видим, как один из умнейших лингвистов России общается с людьми совершенно на равных, как с коллегами или с друзьями. И не бравирует своими знаниями, не показывает своего превосходства. Более того - он искренне его не чувствует, т.к. уверен: любой человек, способный говорить на родном языке, может выучить любой чужой язык, да еще и не один. Он очень тактичен, корректен и до мозга костей интеллигентен. Он настолько тонко чувствует грань в общении с людьми, что я как будущий психолог могу только молча аплодировать. Ибо нигде он не давит, и тем не менее результаты не заставляют себя ждать. Он не перегибает палку, никакой палки вообще нет, но в то же время он не похож на тех "добреньких" преподов, которые всегда ставят пятерки, и у которых никто не знает предмета, т.к. твердо знают другое - все равно этот добряк не обидит даже тройкой.
А чего стоит вопрос о Present perfect! Когда кто-то из учеников употребил это словосочетание, он попросил на его занятиях не выражаться. :) Нет, ну это надо же... Что бы сделал любой другой на его месте? Разумеется, блеснул бы. Конечно, он знает, что такое Present perfect - настоящее завершенное время. Одно из самых сложных в английском, кстати. Оно обозначает действие, которое началось в прошлом и имеет отношение к текущему моменту времени... Ну, помните школьный курс, да? Однако он не стал об этом рассказывать, просто потому что люди были к этому не готовы. Чтоб не напугать. Чтоб сохранить интерес и, главное, веру в свои силы. Это просто... восхитительно. И я рада, что у меня хоть хватает мозгов оценить чужой талант...
ОФФТОП
Я сразу подумала, что он увлекается высоким и нездешним. Просто качества, которые он демонстрирует... ну не с земли они. Люди с земли вечно тянут одеяло на себя и доказывают всем, какие они крутые и офигительные (простите за невысокохудожественное выражение :) ).
Просмотр интервью и статей выдал слова "медитация", "духовная практика" и "Индия".
Что ж... Я понимаю людей, увлекающихся Востоком. Восточные религии вообще очень привлекательны для одаренных высоким IQ, как я заметила.
Ибо все эти Шакти, которые суть божественная форма Ишвары, проявленный мир, персонификации единого Брахмана и еще много-много других форм, в которых я путаюсь (куда уж тут шестнадцати английским временам! :) :) :) ), дают прекрасное поле, на котором и разворачивается сей высокий IQ. Все иное, как ни странно, уже кажется слишком простым по сравнению вот с этим. :)
Ибо восточные религии интроспективны, и там в тебе видят уникальное нечто сразу. Ключевое слово тут - сразу. Ибо в моей религии обычно все начинается с демонстрации тебе собственных грехов, а это, согласитесь, гораздо менее приятно, чем когда в тебе видят потрясающее и уникальное нечто.
Однако по понятным причинам, слова "медитация" боюсь, и этот момент меня насторожил еще когда он предлагал английский язык ассоциировать с каким-то образом, который будет работать как кнопка, переносящая тебя в новое объемное пространство.
Нет, я так не играю.
Уж слишком дорогую цену надо платить за это. Ведь что такое медитация? Вот например, взять того же Игнатия Лайолу, чьи духовные упражнения занимают не одну страницу...
Медитация - это когда человек сам в себе вызывает некоторую картинку (ну, например, картинку ада). Эта картинка вызывает в нем какие-то эмоции в ответ. И он думает: вот, вот оно!
Или, например, Тереза Авильская. Это вообще кошмар и без комментариев.
Не, я этого не могу принять, извините. У православных нельзя провоцировать у себя приступов никаких эмоций и воображать ничего себе в голове. Поэтому, я лучше буду смотреть в схему и ничего себе придумывать не стану, никаких красных автобусов, книжек Шеспира или картинки с Принцессой Дианой в зеленых сапогах, нет, ни за что, это нельзя.
Так, что-то меня не туда несет как обычно.
Не будем сбиваться на мою любимую тему с вышезаявленной. :)

Я только начала смотреть курс, но ни один сериал, ни один фильм по Инету я не смотрела с таким интересом, как, казалось бы, «скучные» курсы английского.
Это просто… Невероятно. Incredible. It is delightful. Наверно, когда ты знаешь 30 языков, как Дмитрий Петров, только тогда понимаешь мысль Гюстава Флобера: «Язык людей годится лишь на то, чтобы на нем, как на проржавевшем чайнике, отбивать такт для танцующих медведей, в то время как нам хотелось бы с его помощью растрогать звезды».
Бродский вот тоже знал много языков, и вообще много всего знал, и чувствуется, что его мыслям уже тесно в любых словах… И тем не менее… Лично мне звезды стали ближе.



@музыка: Аквариум – Аделаида

@настроение: 

@темы: Мысли вслух, Точка зрения, Учеба

URL
Комментарии
2012-02-13 в 00:46 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
LAW, Знаешь, я имею некоторый опыт работы педагогом. Причем у меня есть педагогический опыт с очень разной спецификой.
И мой опыт говорит, что успех приходит, когда учителю интересно с учеником. Причем ему интересно найти что его ученик может и через это попробовать развить что то еще.
И да, для меня, как для учителя нет большего удовольствия, чем увидеть успех ребенка или попробовать с им что то новое.

2012-02-13 в 02:47 

Three of Cups
Наш подгузник впитывает влагу на 54% лучше
Восточные религии вообще очень привлекательны для одаренных высоким IQ, как я заметила.

Никогда подобного не замечал.

2012-02-13 в 18:09 

LAW
Дорогу осилит идущий...
Susanin, это типа ты солидарен со мной?)) Что-то в последнее время мы слишком часто приходим к согласию, мон ами, тебе не кажется? :)

Three of Cups, а я вот замечала... Вечно этот Восток тянет, что они там находят только... Нет, я понимаю что, но мне в этом виделась всегда некая... самовозвышаемость что ли... это стремление не столько к близкому по духу, сколько к чужому, редкому и оригинальному... ну, ты понимаешь... Понимаешь? Я вечно криво излагаю свои мысли. :)

URL
2012-02-13 в 18:50 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
LAW, это типа ты солидарен со мной?))
Это типа я делюсь опытом

2012-02-17 в 21:37 

А мне всегда казалось, что главное- это мотивация ученика и его реальное желание что-то выучить.
Если это есть, то преподаватель вообще не нужен.
Но я думаю, что когда встречаются мотивированный ученик и талантливый преподаватель, то
это может быть очень эффективно.

2012-02-18 в 02:50 

Three of Cups
Наш подгузник впитывает влагу на 54% лучше
Сам я сталкивался с двумя совершенно разными системами образования, вовлечен в них, и часто задумывался о том как должна выглядеть идеальная. Оставлю только парочку коротких замечаний

1) К разные людям нужны разные подходы (кого-то лучше ругать, кого-то хвалить). К разным дисциплинам нужны разные подходы (что работает на математике, не работает на рисовании)

2) Мне не кажется то мотивация - это панацея. Мне не кажется что главное - посеять в студенте желание, а уж плоды он вырастит сам. На одном желании далеко не уедешь. Человек может сам выучить поверхностных знаний, практических приемов и т.д. Но чтобы построить в голове Систему - нужен правильный учитель который даст систематические знания и укажет на авторитеты.

3) Кать, помнишь как я писал про Финляндию? Что там преподавателям не рекомендуют ходить на лекции в формальной одежде, потому что это дистанцирует учителя от ученика. А ты такая: ох, как можно, чтоб лектор да не в пиджаке! Теперь ты со мной согласна? =)

2012-02-18 в 14:31 

Книга - лучший учитель :)
Да и вообще именно на Западе большой акцент уделяется самоорганизации и самообучению не случайно.
Преподаватель особенно необходим на первых порах, чтобы дать азы, а хороших преподавателей, которые могут построить в голове систему - единицы.

2012-02-21 в 01:39 

Three of Cups
Наш подгузник впитывает влагу на 54% лучше
Книга - лучший учитель

Вы бы хотели чтобы вас оперировал хирург, который учился только по книжкам?

У книжек есть два недостатка:
1) Нет обратной связи
2) Некоторый опыт весьма сложно выразить словами.

Преподаватель особенно необходим на первых порах, чтобы дать азы, а хороших преподавателей, которые могут построить в голове систему - единицы.

Увы, это так. Именно по этому выпускники МГУ ценятся выше, хотя учебники везде одинаковые. =)

Да и вообще именно на Западе большой акцент уделяется самоорганизации и самообучению не случайно.

Я согласен, просто не нужно абсолютизировать самообучение.

2012-02-21 в 07:05 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Alexzorge, Книга - лучший учител
А мой опыт говорит что это не так. Причин этого масса.
1. Книга не передает опыта, она рассказывает только о принципах
2. Книга не учитывает индивидуальные особенности того кто ее читает
3. Обучаясь о книге студент не может вступать с ней в диалог

и список можно продолжать.

И вообще как человек учившийся на заочке и вкусивший прелести самооргонизации, уверяю, учителя ничто не заменит

2012-02-27 в 18:36 

Солл
ЖИРИНОВСКИЙ МНЕ В ПРЕИДЕНТЫ! Да я же к хорошим отношусь!)
Ребята, предлагаю обучение игры на гитаре по разумной цене!) Пишите!)

Ибо в моей религии обычно все начинается с демонстрации тебе собственных грехов
Хорошо быть атеистом)

Пипец, чувствую себя калом среди таких взрослых людей) Вечно я меньше всех) Я глупая школота)

LAW,
Как вы так много написали?!?! Я вообще не представляю, как сие возможно. У меня руки за мыслями не успевают) Поэтому не пишу ничего здесь, а лишь комментирую)

2012-06-30 в 21:41 

dear enman
В твоей жизни есть только то, что для тебя является важным!
LAW,
Интересный пост:) С 13 февраля уже много времени прошло. Наверное весь курс успели посмотреть. Ну и как результат?:)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник LAW, взгляд на мир и его обитателей

главная